Коронавирус стал преградой для получения пенсий

Пандемия коронавируса и введенные ограничительные мероприятия сказались на жизни некоторых граждан. В частности, граждане России, постоянно или временно проживающие на территории Южной Осетии и получающие социальные выплаты в России, не имеют возможности выехать и получить их. Эти проблемы возникли в связи с карантинными мероприятиями из-за недопущения проникновения и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Южной Осетии, которые предполагают и временное ограничение пропуска граждан на югоосетино-российской границе.
Руководство республики со своей стороны предпринимает все возможные усилия для выхода из сложившейся ситуации и находит пути и решения данной проблемы. Глава государства Анатолий Бибилов поручил решение этого вопроса администрации президента, и она вплотную занялась регулированием проблемы.
Парламентариев заверили
На восьмом заседании третьей сессии парламента в разделе «Разное» этот вопрос поднял вице-спикер законодательного органа Владимир Келехсаев. По информации официального сайта парламента, было отмечено, что из-за сложившейся ситуации многие жители не могут выехать за пределы республики, чтобы получить пенсии в Северной Осетии. «Многие пенсионеры уже несколько месяцев не получили свои пенсии. Они очень нуждаются. Если они поедут за своими пенсиями, то им придется встать в очередь, чтобы вернуться обратно, а потом две недели сидеть у нас на карантине. Что предпринимает правительство РЮО по данному вопросу?», – сказал он, обратившись к полномочным представителям правительства и президента РЮО.
Полномочный представитель президента РЮО в парламенте Анна Кумаритова пояснила, что данный вопрос прорабатывается. Было дано поручение первому заместителю главы администрации президента Алану Джуссоеву, который принимает заявки граждан по поводу перенаправления пенсий из Северной Осетии в Южную Осетию.
«Один человек поедет, и посредством того, что на него будет оформлена доверенность, сможет забрать их денежные средства и перенаправить сюда. Эти люди без средств и внимания не останутся», – сказала Анна Кумаритова.
На карантин – по возвращении
Заместитель руководителя администрации президента Южной Осетии Алан Джуссоев заявил, что пенсионный фонд Южной Осетии не уполномочен заниматься российскими пенсионерами.
«Российским гражданам, являющимся пенсионерами РФ, выдает пенсии именно Россия. Наше население делится на граждан, у которых нет российского гражданства, граждан России, у которых нет югоосетинского гражданства, но проживают в Южной Осетии, и люди со вторым гражданством, так как у нас нет с Россией договора о двойном гражданстве», – отметил он.
По его словам, если Южная Осетия подпишет данное соглашение с Россией, то автоматически сталкивается с понятием резидент – юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в данной стране, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство, и он может пользоваться полным социальным пакетом одного государства.
«Сегодня же они получают эти льготы и от России, и от Южной Осетии, – продолжил Алан Джуссоев. – Россия не запрещает своим гражданам въезд на свою территорию, в том числе и для получения пенсий. То есть гражданин может спокойно выехать и сделать все свои дела на территории России. Но с учетом введенных ограничений из-за пандемии коронавируса эти люди по возвращении в Юж-ную Осетию должны находиться на двухнедельном карантине. Вот это одна часть проблемы».
С другой стороны, по мнению представителя администрации президента, до 2014 года работали трехсторонние межведомст-венные отношения, предусматривающие возможность перевода российской пенсии из России в Южную Осетию.
«Но в связи с определенными событиями эти отношения сегодня не работают, и уже невозможно перевести пенсию из российского банка в югоосетинский. Также многие не совсем понимают функции российского пенсионного фонда в Южной Осетии. Эта клиентская служба, которая обслуживает российских граждан, которые перевели свои пенсии в Южную Осетию до 2014 года, и не занимается переводами пенсий», – пояснил он.
Две стороны одной проблемы
Алан Джуссоев сообщил, что все вопросы с пенсионным обеспечением были подробно изучены, и так как въезд и выезд временно ограничены вследствие карантина, они решались по телефону.
«Выяснилось, что существует две категории одной проблемы. Первая: пенсионеры, которым допустили ошибки в паспортных данных при замене документа, подтверждающего личность гражданина, и эта проблема уже решена. Вторая категория – это граждане Республики Южная Осетия, имеющие второе российское гражданство, получающие пенсию: на карту Сбербанка, ВТБ-банка или Почта банка; на карту системы Мир, с которыми никаких проблем нет; на сберегательные книжки Сбербанка; на почту и через «пенсовозов», – рассказал Алан Джуссоев.
Он уточнил, что для той категории граждан, которые получают пенсию на почту, власти республики ничем помочь не могут, надо человеку самому поехать и на месте решить вопрос дальнейшего получения пенсии. Что касается тех, которые получают пенсию через «пенсовозов», то, по мнению Джуссоева, изначально, с момента оформления российского социального пакета для наших граждан это делалось не совсем корректно и правильно с правовой точки зрения.
«Что касается граждан, получающих пенсии на сберегательные книжки, то сегодня таковых в республике около 20 человек, и их проблема практически решена. Они принесли ксерокопии сберкнижек, российские паспорта, написали заявление, в котором указали сумму, которую хотят получить, а также 2 тыс. рублей, из которых 1950 рублей – пошлина за оформление доверенности в Посольстве России, 40 рублей – госпошлина югоосетинского банка и 10 рублей сдача. Дешевле оформить доверенность невозможно, так как у Южной Осетии нет межведомственных отношений с Россией и документы, оформленные в югоосетинских нотариатах, не принимаются в российских министерствах и ведомствах как законные. Для этой категории пенсионеров они оформят доверенность на одного человека, направят документ в консульство Южной Осетии в РСО-Алания, заранее список пенсионеров высылается руководителю Сбербанка Северной Осетии, и сотрудники консульства заберут сумму и привезут деньги до российско-югоосетинской границы, где их встретят сотрудники администрации президента и по спискам их раздадут», – разъяснил он.
Кроме того, есть определенные ограничения и в снятии суммы, а также рекомендуется, чтобы сумма денег была круглой.
«Это все, что нам удалось сделать в рамках сложившейся ситуации. На будущее, думаю, необходимо вносить изменения в межведомственные пенсионные соглашения и выработать схемы работы банковских структур, и легализовать российские банковские структуры в Южной Осетии», – считает Алан Джуссоев.
Он добавил, что по этим двум направлениям надо работать активно, но вопросы решаются не за неделю и не за месяц.
А. ДЖИОТЫ