Коллектив ЮОПХБИ – люди, не дрогнувшие перед грузинскими танками, гаубицами и «градом»

Под шквальным артобстрелом в августе 2008 года они обеспечивали хлебом горожан и защитников Цхинвала

8 и 9 августа 2008 года грузинские фашисты подвергли Цхинвал массированному обстрелу из реактивных систем залпового огня, тяжелых орудий, танков и минометов. Во дворе Югоосетинского предприятия хлебобулочных изделий рвались снаряды. Восемь из них попали в здание хлебзавода. В нескольких метрах находились грузинские танки и пехота, шли уличные бои. Но предприятие работало.

Во время обстрелов Цхинвала в ночь с 7 на 8 августа заступившие на смену работники ЮОПХБИ продолжали выпекать хлеб для жителей и защитников Цхинвала. Утром на хлебовозах его развозили в городские микрорайоны и раздавали людям. При доставке хлеба жителям северной части столицы под артобст-рел попали и погибли Александр Икоев и Эдуард Пухаев.
8 августа пришла дневная смена. Но и те, кого они заменили в цехах, не ушли и остались помогать коллегам.
«Ближе к 10:00 в здание попали снаряды. В цеху, где замешивалось тесто, выбило окна и все побитое стекло попало в него. Для выпечки хлеба оно, естественно, уже не годилось. Поэтому пришлось убрать его с линии и замешивать новое тесто», – вспоминает директор ЮОПХБИ Вадим Цховребов.
В бомбоубежище, которое находится на территории предприятия, и в помещениях комбината, где нет окон, от обстрелов укрывалось около двухсот женщин, детей и пожилых людей.
«Мы успокаивали их, давали им хлеб. За хлебом также приходили жители микрорайона Целинников и других близлежащих улиц, защитники Цхинвала. Кроме того, во время кратковременных затиший сами тоже носили хлеб жильцам соседних многоэтажек», – продолжает директор.
Многие люди, взяв свежевыпеченный теплый хлеб, целовали его и прижимали к груди. Для них в те трагические для Осетии дни хлеб был больше чем еда.
«Они как бы осозновали, что раз предприятие работает и раздают свежий хлеб, значит, город держится, несмотря на всю критичность ситуации. В них усиливалась надежда, что наш народ обязательно выстоит и победит. Очень трудно передать словами те чувства и эмоции, которые испытывал сам при виде такой картины, – говорит Цховребов. – Ощущение того, что хоть чем-то можем помочь людям в эти трудные дни, придавало мне и моим коллегам дополнительные силы».

Павел Газзаев: «Сыну я уже не смогу помочь. А если сейчас уйду домой, то работа печей остановится и люди останутся без хлеба»
Эти слова газооператора Павла Газзаева, потерявшего сына 9 августа, навсегда останутся в памяти Вадима Цховребова и его коллег.
В ночь с 7 на 8 августа Газзаев заступил на ночное дежур-ство. Утром его должен был заменить другой газооператор. Но он жил в селе и не мог приехать в окруженный город. Павел сказал директору, что не уйдет, поработает вместо товарища, и остался на вторые сутки. 9 августа Цховребов узнал, что от снайперской пули погиб сын Павла, работавший в МВД. Павел уже знал об этом. Он стоял один в стороне. Слезы катились по его лицу. Было неописуемо трудно видеть убитого горем коллегу. По словам Цховребова, у него самого ком подкатил к горлу. Он с коллегами подошел к Газзаеву, стараясь хоть как-то успокоить и поддержать его.
«Я сказал Павлу Илларионовичу, чтобы он пошел домой. Газзаев вытер слезы. Посмотрел на меня и ответил: «Сыну я уже не смогу помочь. А если сейчас уйду домой, то работа печей остановится и люди останутся без хлеба». Он проработал еще сутки, – вспоминает Цховребов. – Даже в минуты такой личной трагедии этот человек ставил интересы людей выше своих. Превозмогая сильнейшую душевную боль, он продолжал работать, чтобы люди не остались без хлеба. Слова и самоотверженный поступок Газзаева будем помнить всю жизнь. Мы считаем Павла Илларионовича героем, а его поступок подвигом».

Все работали очень слаженно
После попадания снаряда в здание 8 августа в цеху перегорела электропроводка. Благодаря профессионализму главного механика Вадима Буджиева ее удалось восстановить и возобновить работу оборудования. Он пришел на работу утром 8 августа и пробыл на хлебокомбинате несколько дней.
«Все наши работники поддерживали и во всем помогали дру другу. Когда восстанавливал электропроводку, каждый предлагал свою помощь. Даже те, кто не разбирался в электричестве, стояли рядом. Я им говорил, в этом нет необходимости и чтобы ушли в более безопасные места в здании. Но они не оставляли меня одного. В душе я был этим очень растроган. Горжусь своим коллективом», – говорит Буджиев.
По словам главного инженера ЮОПХБИ Елены Кумаритовой, все, особенно женщины, испытывали огромный стресс.
«Тем не менее, коллектив работал очень слаженно, как единый механизм. Все понимали друг друга с полуслова и готовы были прийти на выручку товарищам. Наши работники проявили в те дни достойные самой высокой похвалы человеческие качества. Рада, что работаю с такими прекрасными людьми», – сказала Кумаритова.
По воспоминаниям В.Цховребова, работавшая во время обстрелов в цеху Валентина Лолоева уговаривала молодых коллег, чтобы те ушли в безопасное место, а она поработает на линии вместо них.
«Она им сказала: «Я намного страше вас и за меня не беспокойтесь. А вы пока молодые и поберегите себя. Я поработаю на линии одна»». Коллеги, конечно, не оставили ее одну. Каждый был готов закрыть собой коллегу. Все работники ЮОПХБИ молодцы. Я горжусь, что работаю с такими людьми», – отмечает Вадим Шотаевич.
С возобновлением интенсивных артобстрелов и уличных боев 9 августа Цховребов не разрешал работникам развозить хлеб по отдаленным микрорайонам, чтобы уберечь их от опасности. Однако уже 10 августа доставки хлеба возобновились.
За добросовестное исполнение своих служебных обязанностей 50 работникам ЮОПХБИ указом Президента РЮО объявили благодарность.
Погибшие во время развозки хлеба 8 августа Александр Икоев и Эдуард Пухаев были посмертно награждены медалью «Защитнику Отечества».
Гугули ВАЛИЕВ