Когда люди на «зебре» будут чувствовать себя в безопасности?

Заставить водителей уважать права пешеходов!

О низкой культуре вождения в Южной Осетии говорится постоянно, но ситуация не меняется. Уровень дорожно-транспортной аварийности остается высоким. Правила дорожного движения нарушаются повсюду. Езда с превышением скорости на югоосетинских автодорогах стала обыденным явлением. Автовладельцы паркуются на тротуарах, газонах, детских площадках и т.д., не оставляя пространства для пешеходов или детям для игр.
Парковку в неположенном месте водители объясняют отсутствием в городе автостоянок. Городским властям давно следует озаботиться решением проблемы. В Цхинвале в разных местах есть пустующие территории с заброшенными постройками. Почему бы не расчистить эти площадки и организовать парковочные зоны? Это одно. Вместе с этим необходимо жестко регулировать автодвижение, применяя суровые меры в отношении лихачей и беспардонных автомобилистов.
Что мешает водителям не превышать скорость, не проскакивать на «красный» и не игнорировать «зебру», подвергая опасности других участников движения? Только собственное бескультурье!
Еще в школах учат, что на автомагистралях предусмотрены специальные участки, на которых пешеходы могут безопасно переходить дорогу. Их обозначают белыми или желто-белыми равномерно окрашенными полосками, напоминающими зебру. Именно поэтому данный вид дорожной разметки назвали именем животного. Полоски видны издалека и даже в темное время суток.
Создание спецучастков для безопасного передвижения пешеходов имеет свою историю. Впервые они появились в Англии в середине 1930-х годов. Изначально на дорогах ставились полосатые столбы с фонарями. Позже разрабатывались различные модели пешеходных дорожек, в итоге оптимальным вариантом было выбрано нанесение специальной дорожной разметки.
На «зебре» автомобилям запрещено останавливаться, обгонять, разворачиваться. Главное – надо помнить: «зебра» предназначена для безопасного перехода пешеходов, нужно им уступить дорогу. Нарушение влечет за собой административный штраф. В других странах, в том числе в России, за непропуск пешехода на «зебре» и другие нарушения предусмотрены солидные денежные штрафы. К примеру, в Москве составляют 2-3 тыс. рублей.
В РЮО штрафные суммы минимальны, всего пара сотен рублей, да и те не всегда взимаются, иначе нарушений ПДД было бы намного меньше. Ситуация тревожит особенно на нерегулируемых участках, где автотранспорт не всегда притормаживает при виде пешехода у «зебры», не пропускает его.
С каждым годом машин в городе становится больше, на центральных улицах обычно наблюдается активное движение, автомобили несутся в два потока. Переходя на другую сторону, пешеход сильно рискует.
Безусловно, немало адекватных водителей, которые следуют правилам дорожного движения, уступают дорогу пешеходам на «зебре», но часто встречаются хамы, пренебрегающие правами пеших.
«Недавно меня с маленькой дочкой едва не сбил какой-то мужчина. Проехал на высокой скорости, будто даже не заметил нас. Только в последний момент смогли увернуться от машины, – возмущается молодая жительница Цхинвала С. Цховребова. – Многие даже не знают элементарных правил дорожного движения. Непонятно, почему таким лихачам разрешают садиться за руль».
Зачастую автомобилисты перед светофором останавливаются прямо на «зебре», вынуждая пешеходов обогнуть её, выходя на опасную проезжую часть. Горожанка А. Кочиева говорит, что постоянно наблюдает такую картину у светофоров.
«Некоторые водители слишком наглеют, заезжают на «зебру», почти полностью перекрывая полосу. Невозможно спокойно пройти. А иногда не дожидаются зеленого света, при зажигании желтого трогаются с места, вынуждая пешеходов чуть ли не бежать», – отметила женщина.
Не будем греха таить, порой и самим пешеходам не хватает тактичности. Некоторые, особенно женщины, переходят дорогу слишком медленно, будто дефилируют по подиуму, вызывая раздражение у водителей. Но это не дает последним право оскорблять пешеходов, нарушать правила.
В настоящее время в Цхинвале внедряется проект «Безопасный город», в рамках которого на улицах устанавливаются камеры наблюдения. Правонарушения будут фиксироваться, потом на основе видеодоказательств нерадивых водителей подвергнут административным наказаниям. Реализация проекта должна улучшить ситуацию на цхинвальских дорогах. Сроки ее завершения пока точно не известны.
Впрочем, и сейчас, не дожидаясь того, нельзя давать спуску наглым автомобилистам. Следует увеличить штрафные суммы. Только метод наказания рублем способен угомонить лихачей и в целом является эффективным в борьбе с водительским бескультурьем.
И. ДЖИОЕВ