Каждая область, связанная с изучением культуры, может опираться на достижения Бориса Галаева

В Юго-Осетинском государственном университете им. А.А. Тибилова прошел второй день Международного научно-практического форума «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов», приуроченного к 130-летию со дня рождения основоположника осетинской композиторской школы, фольклориста и дирижера Бориса Галаева.

Научно-практический форум начался в понедельник во Владикавказе и продолжился в среду в столице Южной Осетии, он продлился три дня. В четверг после приветственных слов ректора ЮОГУ Вадима Тедеева и исполнения песни Марии Кодалаевой «Мæсыг» конференция начала свою работу.

Второй день конференции был насыщен содержательными выступлениями разных направлений. Вел заседание выдающийся осетинский ученый, академик РАЕН, доктор исторических наук профессор Людвиг Чибиров.

Первый доклад на тему «Великий Борис Галаев сквозь призму моего сталинирского детства» сделал ученый-алановед, доктор исторических наук профессор, заведующий кафедрой истории и кавказоведения Юго-Осетинского государственного университета им. А. Тибилова, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова Юрий Гаглойти, который поделился своими воспоминаниями о жизни и творчестве, о семье Бориса Галаева.

«Мне посчастливилось познакомиться с семьей Галаева в 1942 году в годы Великой Отечественной войны. Мы были соседями по подъезду. Эта семья отличалась особой близостью и любовью к окружающим. И воспоминания об этом великом человеке исключительно приятные. Мы должны помнить о нем и ценить его творчество», – отметил ученый. Юрий Гаглойти также затронул тему этнической истории осетин.

С докладом на тему «Медиа-этика в межкультурном пространстве», о роли журналиста в условиях глобализации и мультикультурализма выступил кандидат культурологических наук, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петер-бургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Вадим Высоцкий. В начале доклада он с восхищением рассказал о человеческих и творческих качествах Бориса Галаева. «Борис Александрович был просветителем, был настолько универсальной личностью, что каждая область, связанная с изучением культуры, может опираться на его достижения. Не являясь музыковедом, затрудняюсь оценивать его собственное творчество, но как культуролог могу отметить, что он выдающийся просветитель. В этом отношении он фигура мало с кем сопоставимая», – отметил Высоцкий.

Выступающий подчеркнул, что журналист в межкультурном диалоге является двойным медиатором: между культурой и аудиторией и между представителями разных культур. Этические нормы требуют от журналиста культурной компетентности. Это особенно актуально в условиях глобализации, когда происходит угроза культурной энтропии, – поглощение культур малых народов культурами доминантными. Он указал на рост популярности всемирной информационной сети Интернет, предлагающий широкий выбор жанрового контента от текстовой до аудиовизуальной, который привел к активному использованию современных медиатехнологий.

Форум продолжился докладом, который был зачитан режиссером монтажа, автором и режиссером телепрограмм, начальником Учебного медиацентра, преподавателем кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Натальей Куршевой. Тема доклада была посвящена вопросам изготовления аудиовизуальных мультимедийных произведений (видеоклипов) под названием «Музыка и ее визуализация в современном медиапространстве».

В докладе говорилось, что телевидение и Интернет являются основными источниками информации для молодежи, и с 2016 г. ситуация стала только ярче. Что же такое мультимедиа? – Это контент или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Термин мультимедиа также зачастую используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним. Сегодня мультимедиа, как и Интернет, стали реальностью в системе аудиовизуальных СМК.

«Видеоряд может стать интерпретатором-истолкователем, проявляющим глубинный скрытый смысл произведения, способный влиять особым способом на содержание звукового ряда. Он также может акцентировать и комментировать и даже искажать его», – отметила докладчик.

Она представила небольшой видеоклип, посвященный Борису Галаеву.

На конференции также были представлены доклады: «Из опыта систематизации аудиоархива Центра адыговедения Адыгейс-кого госуниверситета» музыканта-исполнителя, аспиранта Адыгейс-кого государственного университета Казбека Нагарокова, «У истоков звукорежиссуры в Осетии: Феномен Бориса Галаева в опыте механической звукозаписи» музыковеда, культуролога Ланы Алборо-вой, «Творчество Б. А. Галати и художественная жизнь Осетии в 1930-1980-х годах» кандидата ис-кусствоведения Маргариты Плиевой и другие.

Участники конференции получили много информативных и познавательных знаний, присутствующие задавали докладчикам интересующие их вопросы , а также высказывали свою точку зрения по той или иной теме.
Для участников и гостей форума также был организован мастер-класс композитора Игоря Мациевского на тему «Современные тенденции развития художественных и технических средств звукорежиссуры». После чего участников форума ждал концерт этнической музыки. А в пятницу их ожидала экспедиция «По следам А.-Г. Галати» (с. Хетагурово Цхинвальского района и с.Хвце Дзауского района РЮО).

Диана КАБАНОВА