Годовые итоги и ориентиры дальнейшего развития образования

Ежегодная конференция педагогического состава на тему «Образование в Республике Южная Осетия: Будущее создаем сегодня» состоялась в четверг в здании парламента, где были обсуждены итоги прошедшего учебного года и перспективы развития на 2019-2020 учебный год.

Конференцию предварил небольшой видеоролик, напомнивший о событиях образовательной системы в прошлом году. Открывая работу форума, Натали Гассиева поздравила коллег с началом учебного года и ознакомила с новой системой образования, разработанной на ближайшие годы.
Главная цель – воспитание всесторонне развитой
личности
Неизменной остается цель современного образования – формирование и воспитание всесторонне развитой личности, способной реализовать потенциал, быть востребованным в социуме, осознавать и культивировать в себе национальную идентичность на основе общечеловеческих ценностей.
«Для реализации данной цели мы обязаны обеспечить общедоступность образования и работать над повышением качества обучения, отвечающего современным требованиям», – отметила министр образования. По ее словам, именно образование должно находиться в авангарде качественных изменений, т.к. завтрашний день государства формируется сегодня. От готовности детей к саморазвитию, их знания нашей истории, зависит судьба нашей республики.
Отчет в цифрах
Анализируя истекший учебный год Гассиева отметила, доля расходов на образование в бюджете РЮО в 2019 г. составляет 25938223 руб. На начало 2019 г. количество воспитанников в дошкольных учреждениях в республике – 3134. Она подчеркнула, в этом году новый детский сад на ул. Привокзальная, построенный по Инвестпрограмме, принял 100 детей. К концу года будет сдан еще один детский сад по ул. Суворова на 160 мест. А в 2020 году начнется строительство ДОУ по улице Братьев Губаевых на 160 мест.
Гассиева отметила, в течение года проводились оперативные проверки выполнения образовательной программы в ДОУ, успешно реализуется программа «Малусӕг», посещаемость, организация питания т.д. Она призвала логопедов ДОУ обратить внимание на развитие речи детей, так как упущения в работе логопедов сказываются на качестве обучения.
Новшества
в системе образования
Минобразования разработало новые направления системы, одно из которых – преподавание шахмат в начальной школе во внеурочное время, что послужит развитию логического мышления детей, умению концентрироваться и принимать самостоятельные решения.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты разработаны обновленные учебные программы по осетинскому языку и литературе для учащихся с 1 по 9 классы. Подготовлен обновленный комплект учебников по названным дисциплинам и готовится к изданию учебник географии РЮО.
«Сейчас Министерством получено по 1000 экземпляров 9 учебников. На издание учебников выделено 10,5 млн руб. Следующим этапом будет работа над обновленными учебниками для старших классов», – уточнила министр.
Нехватка
молодых кадров
Остро ощущается недобор молодых педагогов, особенно в сельской местности. Несмотря на льготы сельским учителям, молодые специалисты отказываются от работы в сельской местности.
Гассиева акцентировала внимание на возрастном составе воспитателей и учителей, подчеркивая необходимость трудоустройства и поддержки молодых педагогов.
«К сожалению, и в этом году наименьшее количество абитуриентов сдавали вступительные экзамены на педспециальности. Реалии таковы, что через 15-20 лет, возможно и раньше, по отдельным предметам некому будет преподавать. И тогда пресловутое дистанционное образование станет доминирующим, а не вспомогательной формой обучения в школах»,- подчеркнула министр.
Министерство озабочено вопросом, пытаясь найти выход из ситуации.
«Мы не случайно и не для красного словца определили темой конференции: «Будущее создаем сегодня». Если нам не удастся создать крепкую базу для завтрашнего образования, то завтра придется нашим коллегам сетовать на прошлое». Она обратила внимание, что наличие диплома не является показателем образованности и готовности к дальнейшему служению педагогике. «Обращаемся с просьбой к руководителям районов республики – поддержать молодых педагогов, создавая им комфортные условия для работы, обеспечивая их необходимым, в первую очередь, жильем. В противном случае проблема малокомплектных сельских школ будет набирать обороты».
По словам Гассиевой, незыблемыми при любой образовательной системе и новых стандартах остаются требования качества образования. И одним из показателей деятельности образования является успеваемость и качество знаний школьников. В 2018-2019 учебном году процент успеваемости составил 98,2%, качество знаний 43,3%. «Аналитическая справка доведена до дирекций школ с рекомендациями рассмотреть результаты и наметить мероприятия по улучшению успеваемости и повышению качества образования при переходе детей на 2 ступень обучения. Каждый из нас понимает, что только семимильными шагами, но с сохранением классических традиций образования, наряду с пониманием и применением современных образовательных технологий, грамотным подходом к каждому ученику мы добьемся высоких результатов. И пока учитель не будет отвечать за результаты своих учеников, мы будем довольствоваться 43% качества знаний», – сказала министр образования.
Также она озвучила ключевые проблемы в системе образования: недостаточно высокий уровень качества образования, проблема малокомплектных сельских школ, связанная с отсут-ствием ученического контингента и нехваткой специалистов должной квалификации.
Образовательная политика должна отражать согласованные интересы общества, работодателей, педагогов, обучающихся и их родителей, т.к. цель у всех одна – воспитать достойного гражданина, чувствующего свою принадлежность к национальной культуре, приверженность национальным традициям, общечеловеческим ценностям. С этой целью и была принята программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, благодаря которой появились дополнительные возможности для реализации интересных проектов по расширению национального компонента в дополнительном образовании. Программа идет к завершению. Министр обратила внимание и на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующими удвоенного внимания. Будет реализован проект по соответствующему оснащению учебных помещений коррекционных классов интерната. По приглашению Минобразования в республику приезжает работать специалист-дефектолог для профессиональных услуг нуждающимся и обучения работе педагогов с данным контингентом.
Дополнительное
образование как одно
из существенных
направлений
В заключении министр образования и науки Натали Гассиева выразила благодарность Президенту и Председателю Правительства, руководителям министерств и ведомств за чуткое отношение к сфере образования.
Президент республики Анато-лий Бибилов отметил большой вклад педагогов в воспитание подрастающего поколения.
«У нас огромное количество дипломатов, стоматологов, юристов, экономистов. Все это не вписывается в принципиальный подход государства в плане обеспечения необходимыми кадрами. У нас нехватка физиков, учителей осетинского языка, географии. Направляя детей из лучших побуждений на престижные факультеты, мы создаем им проблемы по обеспечению работой.
Раньше, не спрашивая родителей, отправляли в ПТУ и получали рабочих, отличных строителей, каменщиков, токарей и т. д. Общество развивалось. А сегодня мы стремимся, чтобы каждый ребенок получил высшее образование. Зачастую оно бывает ниже среднего. Фактически мы получаем «продукт», который негде применить. А если мы их направим в школу, то каких детей получим в будущем? Необразованность – трагедия для любого народа», – сказал Анатолий Бибилов.
В завершение конференции вниманию ее участников был представлен текст соответствующей резолюции, которая с учетом замечаний, пожеланий и предложений присутствующих была принята к руководству и исполнению.
Диана КАБАНОВА