В «свободное плавание»?

На какие привилегии рассчитывать выпускникам школы-интерната?

Первые шаги во взрослую жизнь всегда сопровождаются психологическим беспокойством и дискомфортом для выпускников среднеобразовательных учреждений, а для детей-сирот, воспитанников школы-интерната особенно. Данной категории молодых людей придется покинуть стены интерната, самостоятельно адаптироваться в обществе, а многим начать жизнь с нуля. Привыкшие жить на государственном обеспечении, сейчас они будут принимать самостоятельные решения, приспосабливаться к жизни.

Однако, как нас заверил директор школы-интернат Цхинвала Роланд Тедеев, если воспитанник относится к социально-незащи-щенной категории, является сиротой без крова, то интернат оставляет за собой право дать ему возможность еще год жить в учреждении на государственном довольствии.
Впрочем, по словам директора интерната, практически все учащиеся школы-интернат в Цхинвале относятся к социально-незащищен-ной категории. Сейчас в Цхинвальской школе-интернате 208 воспитанников. «В интернате нет детей, живущих в достатке. К примеру, в 5 классе есть ребенок – Бикоев. Его семья из 12 человек живет в микрорайоне БАМ в однокомнатной квартире родственников. Дети вчетвером обучаются в интернате и мать, воспитывавшая их одна, забирает ребят по субботам и приводит в понедельник. Некоторые имеют полные семьи, но, как говорят, это «дети-сироты» при живых родителях», – сказал он.
Одна из задач интерната – помочь с выбором профессии
По окончании интерната выпускников не отпускают «в свободное плавание», им помогают адаптироваться в социуме, найти себя в жизни и выбрать профессию, чтобы не только научиться содержать себя, но и любить свою работу. Зная и учитывая уровень знаний учеников, и в зависимости от потенциальных возможностей несовершеннолетнего, как сказал Роланд Тедеев, интернат ходатайствует перед ректоратом того или иного вуза, и, как правило, они относятся с пониманием и принимают выпускников интерната. «После того, как мы выясняем, какую профессию ребенок выбрал, проводим индивидуальную работу. Иногда ребенок недостаточно подготовлен. Возможно, он хочет стать врачом, но для этого у него нет достаточной основы, фундаментальных знаний. В таких случаях предлагаем воспитаннику рассмотреть другие виды профессий», – пояснил директор.
В основном выпускники интерната поступают в ЮОГУ. После выпуска, дирекция и педагоги интерната интересуются судьбой и учебой своих воспитанников и, Тедеев отметил, что часто они дают повод для гордости. По его словам, ребята прилежны в учебе и ведут активную студенческую жизнь, поэтому ректорат ЮОГУ охотно принимает учеников из интерната, с условием, конечно, чтобы они учились должным образом. Педколлектив по праву гордится выпускниками, окончившими интернат с отличием, которых они смогли отправить на обучение в российские вузы.
«Один из наших выпускников, Кибилов, окончил университет в Северной Осетии, работает ведущим специалистом в счетной палате республики, купил квартиру и обзавелся семьей. Гордимся Сарматом Котаевым – режиссером, который ставит театральные спектакли. А другой наш выпускник Кокоев, учится в военном училище в Санкт-Петербурге, и мы несколько раз получили от ректората училища письма благодарности за него. И таких примеров немало, но Кокоев был последним воспитанником, которого мы отправили на учебу за пределы республики», – рассказал он.
Дети, которые не дотягивают знаниями до уровня вузовского обучения поступают в Цхинвальский многопрофильный колледж, где получают профессии, которые, учитывая сегодняшние реалии, очень востребованы. В этом году в интернате Цхинвала всего шесть выпускников с полным средним образованием и четырнадцать с неполным средним образованием, то есть после 9 класса, среди последних тоже есть желающие окончить учебу в школе, чтобы получить среднее специальное образование.
«Если ребенок хочет поступить, допустим, в колледж, но у него нет соответствующих возможностей, чтобы обеспечить себя бытовыми условиями самостоятельно, под патронажем опекуна или одного из родителей, то мы такого ребенка не можем отпустить. Но, если у ребенка есть где жить и кому о нем заботиться, будь то опекун или одна из сторон родителей, то исходя из потенциальных способностей мы поддерживаем такое решение. Зачем ребенку тратить два года, когда за это время он может получить специальность в многопрофильном колледже и строить свое будущее», – подчеркнул директор.
Тедеев отметил, в интернате стараются заинтересовать подопечных агрономией для приобретения начальных навыков агрономии, пчеловодства, механизации. «На базе интерната есть пасека и мы стараемся обучить детей пчеловодству. Возможно, это хобби впоследствии кто-нибудь рассмотрит и как специальность. Кстати, в питание детей включен и мед», – пояснил он.
Как уточнил Тедеев, в основном выпускники выбирают гуманитарные науки: педагогику, методику начального образования, психологию и т.д.
Обеспечение жильем сирот – воспитанников интерната
«Отмечу, в течение десяти лет, за время моей работы в интернате, государство никогда так о сиротах-выпускниках интерната не заботилось, как за последние два года. Благодаря руководству республики три наших выпускника, сироты стали обладателями собственных квартир в новых многоэтажных корпусах на ул. Героева: Алим Бетеев, Алан Сиукаев, Сюзанна Бестаева. А Ирине Габараевой Президент Анатолий Бибилов купил однокомнатную квартиру со всеми удобствами на средства учрежденного им благотворительного фонда «Единство Ала-нии», – подчеркнул директор.
В этом году, по словам Тедеева, также выпускаются круглые сироты, и, согласно законодательст-ву, дирекция будет ставить вопрос о выделении им жилья. Необходимый пакет документов представлен горадминистрации.
Мадина БЯЗРОВА