Без прикрас: разговор с Марией Котаевой о журналистике

В преддверии Дня работника СМИ глава информационного ведомства дала эксклюзивное интервью нашему изданию

«Не надо заниматься журналистикой, если вы не любите эту профессию до фанатизма», – откровенное интервью с председателем Государственного комитета информации и печати Южной Осетии Марией Котаевой ко Дню работника СМИ.

– Мария Феликсовна, расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии югоосетинских СМИ, что нового нужно внести в их работу?
– В первую очередь СМИ должны быть конкурентоспособными, идти в ногу со временем. Правила работы журналиста остаются неизменными, но меняется форма подачи информации, восприятие информации читателем и зрителем. Это всё взаимосвязанные вещи. Большими шагами идет развитие технологий, люди стали интересоваться не только тем, что публикуется в газетах, получают информацию из телеграмм-каналов, соцсетей, от блогеров. Остаётся мало времени на потребление контента.
У людей за последние 20 лет сформировано клиповое мышление. Люди перестали о чём-то долго думать, анализировать, им дают миллион разных версий. Соответственно, журналист уже не может позволить себе начинать статью с первого абзаца длинно, нудно и скучно с каких-то даже не второстепенных, а третьестепенных деталей. Писать длинными фразами, тяжёлыми оборотами, сложносочиненными предложениями – всё, можете попрощаться с читателем, вы не зацепили его с первых предложений. Мы живём не в изолированном мире и возможностей развития очень много.
Есть онлайн образовательные курсы, и Комитет постоянно отправляет журналистов на повышение квалификации. Стараемся в силу существующих возможностей обучать молодых журналистов. Бесполезно отправлять на повышение квалификации корреспондентов, проработавших в одной редакции 20 лет, им сложнее перестраиваться на новые стандарты работы. Развиваясь, журналист не может работать в одном и том же издании 15-20 лет. В одном издании ты проявляешь свой максимум, а потом находишь себе новый уровень и продолжаешь находить себя. Другое дело, что у нас нет конкурентоспособных СМИ, куда идти журналистам. Отсутствие конкурентной среды диктует монотонность в профессии. Поэтому как журналист N научился писать 20 лет тому назад, так на сегодня и продолжает писать. А между тем «на том берегу» наши коллеги давно ушли вперёд. У всех изданий есть телеграм-каналы. Вы посмотрите, запрещают, скажем Face-book, абсолютно все СМИ перекочевали в телеграм-каналы и ВКонтакте. Идут туда, куда уходят подписчики и читатели, где совершенно разный формат подачи материала в газете и в тех же соцсетях. В соцсетях выдаются только самые «вкусные детали», чтобы основная суть написанного могла быть передана читателю одним, максимум двумя абзацами. Очень сильный спрос на видеоконтент и фото. У людей мало времени читать длинные тексты, находясь постоянно в движении. Короткие видео и фото с кратким описанием очень хорошо «заходят». Форматы подачи информации подстраиваются под комфорт людей.
Я всегда пытаюсь государственным СМИ объяснить необходимость продвижения ресурса в соцсетях. Выставлять длинные гиперссылки – это работа на плохое слово. Под этой гиперссылкой будет 2-3 лайка – и то от сотрудников самой редакции.
В продвижении газеты или электронного СМИ, телевидения, должен быть заинтересован не только главный редактор, но и весь коллектив. Это общая цель. Не знаю, что мешает редакторам вносить новшества в работу. Боязнь, что это может не прижиться, или страх перед тем, что не получится, а может, это банальная лень. Если читатель не читает газету, для кого ты пишешь? Помимо материальной составляющей должны быть здоровые амбиции, чтобы понимать, – для кого же я пишу, кто меня читает?
Корреспонденты должны идти на задание с чётко расписанными вопросами от редактора: что я хочу увидеть и получить от респондента. А наши корреспонденты привыкли приходить неподготовленными. Журналист должен делать себе имя, которое создаётся из того, как он умеет формировать вопрос, свои мысли, из того, как он пишет, как замечает детали. Ведь угол зрения журналиста, как у следователя, он должен замечать все детали. Журналист должен воссоздать картинку так, чтобы у читателя создавался эффект присутствия. То же самое телевизионный журналист. Порой видишь, респондент находится в кадре, а за его спиной столб или фонарь в голову как будто упирается ему, но надо же выбирать локации. Всё это идёт или от равнодушия к профессии или от незнания. Другого не дано. Не надо заниматься журналистикой, если вы эту профессию не любите до фанатизма.
Подытожим. Текущее состояние югоосетинских СМИ вялое. Не хватает оперативности и своевременного усвоения новшеств, которыми заполнилась профессия журналиста. Умение продвигать свой контент грамотно отсутствует у редакций газетных, печатных и телевизионных СМИ. В СССР были такие же длинные полосы, огромная пропаганда и тяжёлые тексты о партии, пионерии и о том, как прекрасно живётся в СССР. Может, я довольно критична, но говорить шаблонами мне не по душе.
Понимаю, госсми обязаны публиковать законы, деятельность ор-ганов власти, но газета не может состоять только из материалов пресс-служб и сухих сообщений о работе органов госвласти. Пять лет я пытаюсь довести до редакций, что ни в коем случае нельзя начинать статью, где описывается сессия парламента, со слов: в парламенте сегодня состоялось 18 заседание 5 сессии парламента. В работе сессии принял участие спикер парламента и т.д.
Парламент – самый живой орган власти, где зачастую идут жаркие споры, у них вопросы друг к другу, к исполнительной власти, к отдельным министрам. Они ведут жаркие дискуссии, и мы, журналисты, совершаем преступление – не рассказывая народу о самой сути, что было в парламенте. Это наша обязанность – рассказать людям, что было в парламенте, за что выступают депутаты, за какие изменения, почему они одно и то же видят по-разному?
Что происходит в блогерской параллели? Местные блогеры начинают публиковать короткие видеосъёмки, добытые у депутатов, узнают информацию и формируют контент. И потом эти блогеры получают 1000 просмотров на страницах, десятки комментариев и мнение жителей. Реакцию получают блогеры, а не югоосетинские СМИ.
Какой ресурс предпочтет зритель или читатель в данной ситуации? Что интересного мы даем читателю? То, что прошло заседание – эта сухой пресс-релиз, его пришлет пресс-служба. Чутье, связь между работой правительст-ва и жизнью населения, умение разбираться в этом и есть профессия журналиста. Не хватает качественных материалов, грамотных журналистов. Не может человек быть хорошим журналистом, если не образован, а такие тоже есть. Эта профессия предполагает пожизненное развитие, знание всего и по чуть-чуть. В идеале, на мой взгляд, оптимизация была бы полезна и провела бы всем журналистам тест на IQ и аттестацию.
– Югоосетинские СМИ – государственные. Они занимаются информационным сопровождением деятельности органов власти. Но как же быть с нежеланием отдельных ведомств сотрудничать со СМИ?
– Закон о СМИ. Большая часть журналистов даже не знакома с ним. Этот закон очень хорош, контролирует абсолютно все, – взаимоотношение с чиновниками, властью, как получать информацию, правила доступа к этой информации. Когда чиновник отказывает корреспонденту в комментарии, тот быстро уходит в тень и жалуется в редакции на закрытость власти. Откройте закон о СМИ! Общаясь с респондентом, надо ссылаться на статью закона, говоря, что это не праздное любопытство, а моя работа, и ваша тоже, т.к. по закону вы должны мне дать информацию. Ваша работа – получить информацию, закон вам дает это право. Как только чиновник поймет, что перед ним грамотный, подкованный журналист, отношение будет другим. И нужно уметь защищать своих журналистов, это касается редакторов и Комитета информации.
– Планируется ли повышение квалификации журналистов РЮО?
– Мы ежегодно отправляем на повышение квалификации. Большей частью в повышении квалификации журналистов нам помогают Посольство РФ в РЮО, информационное агентство Спутник и российские агентства. У нас немного квот, в год мы отправляем 7-10 журналистов. Конечно, максимально эффективно – это стажировки на территории РФ.
– Какова ваша оценка уровня подачи и количество критических материалов?
– Нет определенной дозировки необходимой критичности. Если проблема требует критики, то ее нужно вносить в статью или репортаж. Но с другой стороны, это «журналистика мнения». Точки зрения самого журналиста должно быть минимум и максимум мнений экспертов, аналитиков, максимум фактов. Считаю, журналист должен быть абсолютно беспристрастен. Это скромная и одновременно с долей присутствия здорового любопытства профессия. Мнение журналиста не должно быть видно в репортажах, материалах. Наша обязанность – дать дорогому читателю объемную информацию о том, что мы пишем. Вывод читатель должен сделать сам.
Например, пишем о плачевном состоянии наших улиц. На каждой улице 10-15 магазинчиков, овощных забегаловок, ларьков с ужасными вывесками. Во всем цивилизованном мире к этому давно применяют законные меры. К концу дня горы картонного мусора, раздавленных овощей и фруктов на тротуарах. К вечеру мусор разбрасывают собаки. Более того, горожане наловчились свой бытовой мусор доносить до урн, предназначенных для мелкого мусора, и эти переполненные горы вываливаются на дорогу. К чему я это говорю? Уверена, если эту тему подать корреспондентам, новость ограничится звонком в мэрию, он попросит короткий комментарий о предпринимаемых мерах. Корреспондент не будет углубляться, искать закон, не будет приводить параллельные ситуации, допустим, в соседнем городе. Он не спросит жильцов этих улиц, как им живется и что они думают по этому поводу. А ведь можно найти участкового, депутата этого района, обратиться в ответственные службы и т.д. Понимаете, сколько информации можно собрать? При желании эту тему можно развить и осветить.
Нашим корреспондентам не достает смелости задавать открытые вопросы, волнующие общество – высокие цены, огромные пробки на таможне. Еще один момент касаемо критики – журналисты считают, что должны обслуживать власть – это неправда. Мы никого, кроме читателя, не обслуживаем.
– Есть такое определение – «самоцензура журналистов». Как Вы считаете, присутствует она среди представителей юго-осетинских СМИ?
– В СМИ РЮО самоцензура присутствует как заранее сформированная защита от неудобных вопросов от тех же органов власти. А власти считают, что так должно быть, т.к. привыкли к тому, что госсми – обслуга власти. Нет! Мы пишем о том, как работают чиновники в отдельности, как реагируют люди на те или иные решения. Всегда присутствует больше самоцензура, нежели прямые запреты из коридоров власти. Любая власть, каждый чиновник хотели бы контролировать СМИ. СМИ должна объединять общая идеология, сформированная органами власти в основных вопросах. А что писать – это уже решается на уровне редакции. Поэтому от самоцензуры нужно избавляться.
– Какими качествами должен обладать настоящий журналист?
– Настоящий журналист должен всегда оставаться беспристрастным, объективным, не принимать ни одну из сторон. Это не должно проскальзывать даже между строк в материалах.
Накануне дня празднования национальных СМИ хотелось бы вспомнить главных «акул югоосетинских медиа», которые посвятили десятки лет своей жизни становлению и развитию национальных СМИ Южной Осетии – Станислава Кочиева, первого министра информации и печати РЮО. Он прорывал информационную блокаду в 90-х со своей командой и единомышленниками. Ирина Гаглоева – мой первый руководитель. Она рискуя жизнью информировала о событиях 2008 года. С праздником руководителя Союза журналистов Батрадза Харебова, всех коллег! Я желаю нам хороших поводов для новостей.
Антонина САНАКОЕВА