Артур Атаев: «ЕАЭС – реальный вектор развития Южной Осетии»

Вопрос вхождения Южной Осетии в Евразийский экономический союз периодически поднимается политиками республики

Напомним, в 2015 г. президент Леонид Тибилов заявил, что Южная Осетия считает себя неотъемлемой частью евразийского пространства и видит во вступлении в Евразийский экономический союз открытую перспективу. Комментируя тогда Тибилова, зампред комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Т. Москалькова подчеркнула, что «стремление Южной Осетии вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) оправдано и вызывает самую активную поддержку со стороны РФ».
В июне 2021 г. зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками В. Водолацкий заявил, что «ожидается, что в ближайшем будущем Абхазия и Юж-ная Осетия станут полноправными членами Евразийского экономического союза».
О преимуществах и перспективах вхождения РЮО в ЕАЭС нам рассказал кандидат политических наук, российский политолог Артур Атаев.
«Южная Осетия – государство, которое в режиме стагнации не может существовать, оно должно развиваться или будет самоуничтожаться. Поэтому, один из реальных векторов развития Южной Осетии, который, подчеркну, действительно реален и не очень амбициозен – это Евразийский экономический союз. Почему? Что предусматривает собой ЕАЭС в рамках Евразийского экономического пространства? Прежде всего, это свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Эти четыре составляющие, в той или иной степени есть между государствами Союза. Более того, Южная Осетия в эти процессы уже погружена, в частности свободное передвижение товаров есть, конечно, оно происходит только через Россию, услуги идут, капитал и рабочая сила тоже есть. Поэтому политикам республики нужно просто четко зафиксировать следующую позицию, что де-факто Южная Осетия уже является членом ЕАЭС, но нужно это де-факто оформить де-юре», – констатировал Атаев.
Политолог подчеркнул, что, действительно, это серьезный процесс, потому как есть колоссальное противостояние интеграции Южной Осетии в Евразийское экономическое пространство, прежде всего стран Запада.
«Отмечу, противостояние Запада интеграционным процессам Южной Осетии в ЕАЭС проявляется даже в большей степени, чем со стороны Грузии. Поэтому нужно на уровне государственных органов продолжать (я не говорю, что этого нет) выстраивать отношения с Арменией, с Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и, конечно, с Россией. Здесь проводным путем является Российская Федерация, так как фактически – это главный донор и ресурс ЕАЭС», – отметил наш собеседник.
Атаев считает, Южной Осетии нужно активно изучать акт Высшего экономического совета, комиссии ЕАЭС, потому что в нынешних условиях Союз больше экономический, чем социально-культур-ный или политический. По его словам, нужно анализировать меморандум и заявления, международные договоры этой организации.
«Когда югоосетинские власти экономического направления будут реально знать – какие у организации есть сервисы, базы, органы сертификации, какой единый таможенный тариф существует – это все упростит и станет первым шагом на пути вхождения. Иными словами, экономические власти Южной Осетии должны быть компетентны в вопросах единого таможенного тарифа, организации сертификации, анализа единого перечня товаров, с которыми работает ЕАЭС. Нужно знать статистику таможенного сотрудничества, какие принципы конкуренции существуют, какие маркировки товаров есть. Рано или поздно Южная Осетия будет производить товары, которые будут востребованы в Армении, Кыргызстане, России и уже сейчас нужно готовить их маркировку – это работа на будущее. Нужно анализировать и агропромышленный комплекс ЕАЭС. Потому как он формируется сейчас, потом уже в это пространство входить будет сложнее. Это серьезная кропотливая работа умных людей, имеющих определенный эконмический бэкграунд», – считает наш эксперт.
Атаев, повторил, что благодаря России Южная Осетия де-факто уже в ЕАЭС. Так как есть граждане РЮО, которые работают в Арме-нии, Белоруссии, Казахстане, не говоря уже о России, т.е. интеграционный процесс реально запущен. По его словам, теперь нужно компетентно формировать знания об ЕАЭС и входить в юридическое поле.
Что касается небольшого круга государств, признавших РЮО, как фактора, тормозящего вхождение в ЕАЭС, то Москалькова в свое время сказала: «для полномасштабной интеграции с евразийским экономическим союзом нужно как минимум признание помимо России другими членами ЕАЭС независимости и суверенитета Южной Осетии». Впрочем, депутат Госдумы Водолацкий иного мнения, и летом 2021 г. отметил, что «ни одно государство-член союза не будет этому противостоять, и все члены заинтересованы в расширении союза».
Как подчеркнул Атаев, ЕАЭС – не политическая, не надгосударственная, а чисто экономическая организация – союзное объединение экономического взаимодействия и экономического сотрудничества.
«Именно поэтому, думаю, Водолацкий выражает мнение тех людей, которые реально смотрят на процесс входа Южной Осетии в ЕАЭС. Здесь не будет какого-то политического меморандума. Более того, сегодня в Южной Осетии есть товары из Армении, Казахстана и Белоруссии – это реальное сотрудничество, но в рамках де-факто экономического пространства. Осталось это облечь в юридическую форму. Поэтому, скажем так, мне позиция Водолацкого более близка», – заключил Артур Атаев.
Мадина БЯЗРОВА