Антифейковый закон: быть или не быть?

Законы о блокировке фейковых новостей и материалов, размещенных в интернете, оскорбляющие общество и государство, вступили в силу в России 29 марта 2019 года.

Законопроект был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 18 марта и вступил в силу одновременно на всей территории России через 10 дней после официальной публикации.
Инициаторами данного антифейкового закона являются сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Как считают авторы законопроекта, неконтролируемая рассылка недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, может создать реальную опасность жизни и здоровью граждан, привести к массовым беспорядкам, организовать угрозу государственной, общественной или экологической безопасности.
В самом деле, возьмем примеры прошлого года, когда провокации в интернете множились, дестабилизируя обстановку во время ряда трагических событий, таких как пожар в Кемерово, стрельба в Керчи, наводнение в Крымске. Кроме того, периодически мессенджеры потрясают новости сенсационного, но зачастую недостоверного характера – о пропаже детей, сообщения о финансовых сборах для тяжелобольных и другие.
Хочется отметить, что за последние годы осетинский сегмент в соцсетях значительно возрос и активизировался. Основная часть югоосетинского общества заимствует новостную информацию через интернет-ресурсы. И здесь особое место занимают блогеры и общественные группы. На самом деле данные паблики представляют интересы определенных личностей, на страницах которых и разворачиваются оживленные дискуссии общественного и политического характера. Однако в ходе подобного общения открытое мнение высказывают не только подлинные пользователи соцсетей, но и анонимники – фейки, нередко позволяющие себе нелицеприятные высказывания в адрес госслужащих и народа в целом. Также некоторые анонимники вводят народ в заблуждение, вбрасывая в те самые общественные группы провокационную информацию о том или ином событии, либо о ситуации в республике в целом.
Теперь, согласно новому закону, за распространение недостоверной информации могут поплатиться как любители WhatsApp – рассылок и публикаций в соцсетях, так и зарегистрированные онлайн-СМИ, публикующие непроверенную информацию. Следуя документу, граждане, которые распространяют сомнительную информацию, угрожающую обществу и государству, должны будут заплатить штраф от 30 до 100 тыс. рублей. Если фейк допустило должностное лицо, то ему вменяется штраф от 60 до 200 тыс. рублей, для юридических лиц он составит от 200 до 500 тыс. рублей, а если распространение ложной информации повлекло за собой смерть человека или причинение вреда здоровью, то размер штрафа увеличивается до 1,5 млн рублей. Для интернет-СМИ же любовь к фейкам может обернуться их полной блокировкой.
В связи с введением нового закона о фейках мы решили взять комментарий у главы Государственного комитета информации и печати Марии Котаевой, спросив: «Необходимо ли и нашему Парламенту задуматься над подобным законопроектом?».
Как отметила глава информационного ведомства, в югоосетинских реалиях республиканские масс-медиа руководствуются законом о СМИ РЮО, в котором четко прописаны обязанности редакции и их журналистов, порядок регистрации всех государственных СМИ, а также права журналиста.
«Я считаю, что закон о фейковых новостях и наказание за них частично отображён и в нашем законе о СМИ», – сказала глава Комитета.
Она объяснила, что, если какое-либо информационное агентство или печатное издание опубликует недостоверную информацию, то редакция данного информационного ресурса должна дать опровержение.
По ее словам, как и все люди в мире, граждане Южной Осетии любят проводить время в социальных сетях, вести живые дискуссии о проблемах, касающихся нашего общества, допуская себе оскорбления в адрес официальных лиц и других людей.
«Отсутствие закона о фейках не означает, что мы не можем реагировать и применять ответные меры к таким людям. В законе о СМИ республики имеется статья о недопустимости порочить честь и достоинство человека. И здесь уже органы исполнительной власти, либо лицо, в отношении которого было нанесено оскорбление в социальных сетях, может обратиться в суд», – уточнила Мария Котаева.
Но таких случаев, как пояснила глава Комитета, в республике не было. И поэтому сложно судить, насколько суду будет легко доказывать вину оскорбившего человека в социальных сетях.
«Хотелось бы, чтобы в нашем законе о СМИ были предусмотрены меры наказания за совершенные ошибки. Но в условиях небольшого общества и географии республики мы можем руководствоваться только законом о СМИ РЮО», – заключила Мария Котаева.
Антонина САНАКОЕВА