Анисим Дзаттиаты: он жил музыкой

На днях Южная Осетия потеряла ярких представителей нации – политолога, общественного деятеля, преподавателя ЮОГУ Дину Алборову и народного артиста РЮО Анисима Дзаттиаты.

С Анисимом Дзаттиаты в свое время мы общались несколько раз, и, как оказалось, он был не только творческим деятелем с огромным багажом знаний, но и многогранной и интересной личностью.

Основы творчества заложены в детстве

Анисим родился в многодетной семье в с. Сба Дзауского района. С раннего детства ему очень нравилась музыка, особенно народные мелодии, издаваемые национальным музыкальным инструментом – осетинской гармонью. Когда взрослые играли, маленький Анисим садился рядом, слушал и глаз не отводил от рук гармонистов. В семь лет мальчик сам свободно овладел инструментом. «Помню, как старики собирались, кто-нибудь из них усаживал меня на колени, и просили поиграть эпическую песню. Я аккомпанировал им, а они пели. Ровесники уговаривали поиграть с ними, и меня, как и любого мальчишку, тянуло к сверстникам, но старики не отпускали пока мы не проигрывали весь их репертуар», – смеясь, рассказывал Анисим.

В селе тогда по вечерам устраивали «ирон хъазт». Ритм умело отбивали на бытовой тахте и звуки этой мелодии Дзаттиаты были особо дороги. Даже «Хонгæ кафт» молодежь танцевала под пение стариков и под коллективное похлопывание, которое создавало музыкальный такт. Маленьким Анисим настолько был охвачен народным творчеством, что, как он признавался сам, родители уносили его уже спящим.

«Раньше, когда народ жил впроголодь, музыка была реальной отдушиной для общества. И юноши, и девушки обязательно должны были уметь петь и танцевать, иначе на них смотрели свысока, и считались в обществе отверженными. За время грузино-осетинской войны в развитии творчества наблюдается огромный пробел. В 90-ые гг. республика была поглощена выживанием, а сейчас наш народ углубился в политику. Поэтому существует реальная опасность, что мы предадим забвению наше творчество, песни. Не только наша молодежь, но и взрослое поколение не проявляют должного интереса к пению, даже во время застолий», – сокрушался тогда Анисим Дзаттиаты.

Профессионализм и талант развиваются в самосовершенствовании

По окончании средней школы Анисим поступил в Орджоникидзевское (ныне Владикавказское) училище искусств и окончил его в 1965 г. по специальности дирижерхормейстер. В том же году по приглашению отдела культуры Облисполкома Южной Осетии он начал работать в ансамбле «Симд» руководителем смешанного хора и оркестра народных инструментов. Более 30 лет проработал в ансамбле «Симд».

Руководство Южной и Северной Осетии высоко оценило вклад А. Дзаттиаты в музыкальную культуру, присвоив ему звания – народный артист РЮО, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, лауреат государственной премии РЮО им. Коста Хетагурова. В последнее время Дзаттиаты работал с детским хором при Президенте РЮО, основанном в 2007 г. Он был не просто руководителем хора, а наставником подрастающего поколения. Только побывав несколько раз на репетиции детского хора, я поняла, что имел в виду Дзаттиаты, говоря, что: «Национальное хоровое пение пробуждает в нас чувство патриотизма и духовно приближает молодые поколения к нашим предкам».

Анисим Дзаттиаты был кладезем информации

В ходе беседы с Дзаттиаты человек понимал, что он был не только заслуженным творческим деятелем, но и настоящим кладезем информации о традициях и обычаях, которые существовали и чтили в Осетии. Поразила и заинтересовала услышанная из его уст история о том, каким необычным образом сочиняли музыку и слова к песне наши предки. А воплощали свои творческие навыки наши прадеды вот так. Из каждого аула или ущелья в сочинении песни принимали участие от 3 до 9 авторов, в зависимости от населенности местности. Одаренные музыкальным талантом сельчане собирались вместе и сочиняли музыку и слова. Но так как слова были совместными, а большинство из них не умело писать, они забывали сочиненную ими же песню и, чтобы заполнять возникшие пробелы, заменяли их всем известным «ой, уæрæйдæ, ой, уæрæйдæтæ». Так и появилась эта, можно сказать, национальная музыкальная фраза. После сочиненной песни одного из младших песнописцев спускали по лестнице в огромную деревянную посуду «гарз» и закрывали крышкой. Он играл на инструменте и запевал, а остальные слушали снаружи. Если эхо отдавало правильные, нужные звуки, то песня считалась утвержденной «музыкальным коллективом», а если какой-то звук им не нравился, совместно исправляли ошибку.

Фольклорные осетинские песни были особо дороги Дзаттиаты

На особом месте для Анисима, как творческого деятеля были героические и патриотические песни, выражающие жизнь и национальный дух народа. «Песня – это история народа, и каждое произведение выражает какой-то период, этап развития нашей культуры. Среди осетинских мелодий огромное количество героических песен, написанных в миноре. Фольклорные осетинские песни для меня особо дороги. Если бы в свое время у защитников Отечества, воевавших против грузинских неформалов, была единая патриотичная песня, объединяющая их и выражающая любовь к родине, внутреннее стремление к свободе, к независимости и процветанию страны, то враг бы понимал, что этих людей невозможно поставить на колени. Если бы о геноциде 1920 г. были сочинены песни, то мы были бы более осведомлены о тех событиях и знали, какой урон нам тогда нанесли наши соседи и на что они способны. И я уверен, что мы допускаем ту же самую ошибку сегодня, так как нет соответствующей идеологической работы. Песня носит в себе сущность языка, передает его развитие и является связующим звеном для народа, не надо об этом забывать», – говорил он.

Влияние известных творческих людей на судьбу артиста

Как нам рассказывал Дзаттиаты, во время школьных летних каникул он часто приходил к дяде на работу в «Симд» и играл на гармони. Как-то его услышал Борис Галаев и попросил прийти к нему домой. Дзаттиаты пришел к Галаеву, тот попросил его сыграть, а сам сел за фортепиано и стал аккомпанировать. В дуэте они исполнили несколько мелодий, Галаеву понравилась игра молодого человека и он попросил его еще несколько раз прийти. Позже он позвонил в ансамбль «Симд» и попросил администрацию обратить внимание на Дзаттиаты – для дальнейшего сотрудничества и привлечения на работу. После окончания училища искусств во Владикавказе он был приглашен дирижер-хормейстером в Южную Осетию. Пока он работал в ансамбле, Борис Галаев всячески помогал и поддерживал музыканта. С Анисимом Дзаттиаты работали такие известные композиторы, как Дудар Хаханов, Илья Габараев, Христофор Плиев и другие. С Васо Абаевым ему удалось познакомиться в Москве, во время гастрольных выступлений. После концерта Васо Абаев сам подошел к хормейстеру и выразил положительную оценку деятельности ансамбля.

Невосполнимой утратой для осетинского народа Анисим Дзаттиаты считал кончину одного из достойнейших сынов Осетии– Нафи Джусойты. По его словам, бесценный вклад Нафи Джусойты долгие века будет способствовать дальнейшему развитию науки, языкознания и осетиноведения в целом. Дзаттиаты написал песню и про Нафи Джусойты перед его 90- летним юбилеем.

О творчестве Дзаттиаты

Анисим Дзаттиаты написал несколько песен героического характера в память о личностях, которых считал героями Отечества – это известный поэт Шамиль Джигкаев, бывший глава Пригородного района РСО-Алания Павел Тедеев, известный осетинский ученый Нафи Джусойты, писатель Тотырбег Джатиев и т.д. Кроме того, написал о героях, отдавших жизни во время грузино-осетинской войны – это Инал Тасоев, Гри Кочиев. Сочинил песню и про Бега Кочиева, который является символом героизма для нашего народа. Около 15 музыкальных мелодий он написал к словам Ботаза Тасоева – это «Сау мигътæ», «Фæндзæм скъолайы уæлмæрды», «Иры хъахъхъæнджытæ». Есть также песни о Зарской трагедии. Хоть Дзаттиаты по профессии был дирижером-хормейстером, но для него особого труда не составляло создавать новые шедевры осетинской музыки.

«Сочинять песню – все равно что строить дом. Я стараюсь подбирать голоса по мере строения нот в мелодиях, допустим, первый голос – это «крыша», есть и «фундамент», и «стены», главное, чтобы в созвучии все подобранные голоса и ноты звучали гармонично. В основном у меня белые стихи, то есть без рифмы, но они прекрасно сочетаются с музыкальным произведением. Осетинская песня сильна своими национальными интонациями – компонентами, которые воспринимаются как что-то родное, носителем которых являются кровь и генетическая память. Если ребенок будет с детства петь на родном языке, слушать мелодии своего народа, то намного лучше будет развиваться во всех направлениях. Как говорил В. Путин: «Хорошая хоровая песня – сильнее любой политики». Хоровая песня проникает человеку в душу и на подсознательном уровне остается в ней», – говорил он.

Анисим Дзаттиаты писал и церковную музыку на основе национальных мелодий к текстам из Библии. Он создал более 40 церковных мелодий на переведенные тексты Библии с русского на осетинский язык. В 2019 г. в свет вышел нотный сборник осетинских церковных песнопений «Песнопения Божественной Литургии на аланском языке».

Дзаттиаты считал, что возродить былую мощь и силу осетинской песни можно, создав соответствующие воспитательно-культурные проекты, прежде всего в сфере образования. «Осетинские песни передают весь национальный колорит сквозь многие поколения. Для своих воспитанников я стараюсь быть одновременно и строгим, и понимающим наставником, жестко пресекаю плохие привычки, но с пониманием отношусь к невинным мальчишеским шалостям, – говорил он. – Наши обычаи, традиции, культура и история – это дар божий, который мы обязаны ценить и знать с самого рождения. Нашему народу необходимо научиться умело подавать свою культуру и пропагандировать ее на мировом уровне».

М. БЯЗРОВА