Алексей Остаев – первый Герой Советского Союза среди осетин

В памяти человечества никогда не померкнет бессмертный подвиг советского народа, спасшего мир от фашистской чумы. В борьбе с германским фашизмом героически сражались и сыны Осетии. Среди мужественных сынов Осетии Алексей Егорович Остаев занимает особое место. Он открыл список славной плеяды героев-осетин.

А.Е.Остаев родился в 1905 году в бедной крестьянской семье в селении Сохта Дзауского района Южной Осетии. Отец, партизан гражданской войны, умер в двадцатом году, двумя годами раньше умерла мать.
Оставшись без родительской заботы, Алексей Остаев был вынужден зарабатывать на пропитание. И он батрачил. Затем был ремонтным рабочим Орджоникидзевской железной дороги.
В 1927 году Алексей добровольно зачисляется красноармейцем в национальный Кавказский полк, но через год ему по болезни пришлось оставить службу. И на этот раз слесарничает на Гизельдонстрое.
Но Алексея не покидает мечта об армии, об авиации. Почти все свободное время он посвящает книгам о гражданской войне, об авиации и подвигах летчиков.
В 1931 году партийная организация Гизельдонстроя командирует Остаева в Ленинград, в школу по переподготовке командиров запаса. Через несколько месяцев слушатель школы командиров запаса зачисляется курсантом школы военных пилотов, которую успешно окончил в 1933 году.
Лейтенант Остаев становится военным пилотом, а через три года, в 1937 году, командиром воздушного корабля, затем – командиром авиационного звена бомбардировщиков.
В этой должности и застала Остаева война с белофиннами. Авиация должна была разрушить глубоко эшелонированную оборону противника. Надо было подавить и разрушить годами строившиеся укрепления «Линии Маннергейма», наносить бомбовые удары по ним, чтобы дать советской пехоте возможность с минимальными потерями продвигаться вперед.
Уже первый боевой вылет Алексея Остаева привлек внимание командования 58-го авиационного полка.
Вот что писал полковник Удонин командиру дивизии: «Тов. Остаев отлично владеет техникой пилотирования и знает свое дело. Является смелым и бесстрашным летчиком. 19 декабря 1939 года при выполнении боевого задания его самолет получил 49 пробоин. Тов. Остаев был ранен в ногу, но выполнил боевое задание и на одном работающем моторе пошел на свой аэродром, отлично посадив самолет».
Пехота вышла к основной оборонительной полосе «Линии Маннергейма». Из огромных долговременных железобетонных казематов враг стал поливать ее свинцовым градом. Наступление захлебнулось. Большая часть артиллерии не могла помочь пехоте – болота не давали возможности придвинуть огневые позиции ближе к цели.
Тогда на помощь пришла авиация. Остаев углубился в оборону противника, чтобы с тыла внезапно напасть на врага. Но оказалось, что вся глубина вражеской обороны насыщена зенитками.
Воздушный корабль пошел на резкое снижение. Осколки зенитных снарядов забарабанили по корпусу самолета. Но машина не меняла курса. До цели оставалось сто метров, когда летчик нажал на кнопки бомбосбрасывателя. Над дотами и дзотами поднялись грязно-черные фонтаны. Цель достигнута!
Остаев делает еще один заход… Еще… После третьего захода вражеские укрепления снова были окутаны черным дымом. Самолет пролетал так низко, что взрывные волны бросали его из стороны в сторону.
Задание было выполнено успешно. Пехота, возобновив атаку, сравнительно легко овладела вражескими укреплениями.
А Остаев взял курс на свой аэродром.
Но что это? Самолет накренился, отказывается подчиняться воле своего командира. Оказалось, что действует лишь один мотор. На помощь пришло мастерство. Экипаж благополучно приземлился на своем аэродроме. Один за другим члены экипажа покидали самолет. Из боевой кабины не выходил лишь командир корабля: тяжелораненый, он потерял сознание. Рана оказалась настолько серьезной, что Алексея положили в госпиталь.
За мужество и отвагу летчик был награжден орденом Красного Знамени.
В феврале 1940 года Остаев возобновил свои полеты. Не проходило ни одного дня, чтобы Алексей не наносил сокрушительных ударов по врагу. Он появлялся в районах Выборга, Грангунда, Керкула, Силиома, Кяморя.
30 боевых вылетов, 40 часов в воздухе – такова статистика боев Остаева. Вот один из вылетов. 19 февраля 1940 года разведчики донесли, что на Выборгском железнодорожном узле сосредоточилось большое количество вражеских войск. Видимо, противник подтягивал к фронту свои резервы. Нужно было уничтожить живую силу и технику, ослабив тем самым фронт белофиннов. Задача эта была возложена на экипаж Остаева.
Появившись над целью, советский бомбардировщик то шел в пике, то взмывал ввысь. Четверть часа советские отважные соколы сбрасывали смертоносный груз на этот важный объект врага. Когда самолет отважного экипажа лег на обратный курс, станция была объята морем огня: горели здания, железнодорожные вагоны, горела земля, политая бензином из разбитых цистерн.
Задание было выполнено блестяще. Но и бомбардировщику досталось: были пробиты винты, перебиты тяги подкрылков, изуродован правый мотор, разбита левая консольная часть плоскости. А тут, находясь еще над вражеской территорией, самолет подвергся нападению целого звена истребителей. Бомбардировщик, с трудом преодолевая расстояние, отбивался от наседавшего врага. И отбился. Остаев благополучно посадил самолет, на котором было отмечено сорок две пулевые и осколочные пробоины.
В реляции на присвоение звания Героя Советского Союза, перечисляя подвиги отважного летчика, командир полка писал: «Тов. Остаев среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом бесстрашного и храброго летчика, готового к выполнению любого боевого задания».
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 марта 1940 года первому из наших земляков – Остаеву Алексею Егоровичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Другому нашему земляку Казбеку Дрисовичу Карсанову звание Героя Советского Союза было присвоено 7 апреля в1940 г.
Великая Отечественная война застала нашего первого героя в должности командира авиаэскадрильи 208-го авиационного полка. Через два месяца после начала войны Остаев уже командовал этим полком.
Командование авиационной дивизии посылало полк Остаева на самые ответственные участки борьбы и всегда верило в его успех.
Хотя немецко-фашистские войска и несли огромные потери в людях и боевой технике, они еще обладали численным превосходством.
В те суровые дни обстановка на подступах к Москве была тяжелой. Гитлеровцы уже предвкушали быструю победу над защитниками Москвы. «Через хороший бинокль уже можно рассмотреть внутреннюю часть столицы большевиков», – хвастливо заявляла геббельсовская пропаганда. Командование немецко-фашистских войск подготовило специальную «зондер-команду», в обязанность которой входило разрушение Кремля и других особо важных объектов в Москве.
В эти критические дни Красная Армия проявляла необычайный героизм и отвагу. Здесь с одинаковым упорством и отвагой сражались русские и украинцы, белорусы и казахи, узбеки и осетины. Здесь отважно защищал родную столицу и Герой Советского Союза Алексей Егорович Остаев.
Днем и ночью он наносил бомбовые удары по танковым группировкам врага, по его органам управления и коммуникации, истреблял его живую силу и боевую технику.
Измотав и обескровив врага, войска Западного фронта 6 декабря 1941 года начали историческое контрнаступление под Москвой. Алексей Остаев лично водил свой полк на поддержку и сопровождение наступающей пехоты. Эскадрильи руководимого им полка наносили бомбовые удары по вражеским группировкам войск в районах Клина и Солнечногорска, Рузы и Волоколамска, Наро-Фоминска и Калуги.
7 января 1942 года полку Остаева было приказано, преследуя отходящего противника, нанести бомбовые удары по его фронтовым аэродромам. При выполнении этого задания самолет Алек-сея Егоровича получил серьезное повреждение. Пришлось немедленно возвращаться на свой аэродром. Несмотря на все усилия опытного летчика, машина не поддавалась управлению. С трудом долетев до своего аэродрома, самолет камнем упал на землю и разбился.
Алексей Остаев был смертельно ранен. Он погиб, боевыми подвигами обессмертив свое имя.

С.ГАБАРАЕВА