Алан Чочиев –эпохальная фигура в истории Южной Осетии

Одному из основателей государственности Южной Осетии, председателю общественного движения «Адæмон ныхас», доктору исторических наук Алану Резоевичу Чочиеву завтра, 19 октября, исполнилось бы 76 лет. Алан Чочиев был многогранной личностью, – он «находил себя» не только в науке и политике, но в спорте, искусстве, образовании подрастающего поколения.

Алан Чочиев окончил Юго-Осетинский государственный педагогический институт им. А. Тибилова. В 1975 – 1978 гг. учился в аспирантуре Академии наук ГССР в отделении этнографии. В 1979 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Пережитки военно-демократич-еского уклада в общественном быту осетин в прошлом». Работал тренером по вольной борьбе и преподавателем истории, русского языка и литературы. В конце 80-х гг. в самый тяжелый для югоосетинского народа период А.Чочиев возглавил общественное движение «Адамон ныхас». С 1989 по 1992 г. занимал должность первого зампредседателя Верховного Совета ЮОАО, затем Южной Осетии. Чочиев защитил докторскую диссертацию на тему «Социальная история осетин в догосударственный период» в Институте этнологии и антропологии в Москве.
К сожалению, из-за постоянного преследования со стороны тогдашних властей Алану Чочиеву пришлось уехать в Германию, где он провел последние годы жизни, вдали от дома, от семьи…
Депутат Парламента 1 созыва, активный член «Адамон ныхас» Бэла Плиева рассказала нашему корреспонденту, что Алан Чочиев был одним из лидеров общественно-политических процессов с 1988 года.
«К сожалению, по событиям 90-х гг. порой политики перетягивают одеяло в свою сторону. Мы все – участники этих событий, но первенство принадлежало ему. Важно понимать, что без Алана Чочиева у нас не было бы Республики. Организация «Адамон ныхас», которой руководил Чочиев, сыграла важную роль в отстаивании интересов народа в 90-х гг. Когда Грузия вела активную антиосетинскую работу по аннулированию ЮОАО, то Алан Чочиев вместе с «Адамон ныхас» объединили народ, отстаивая наше право на жизнь на своей земле.
Все политические шаги и действия были ответной мерой на антиосетинские требования Грузии. «Адамон ныхас» изначально была студенческой организацией, (созданной Зоей Битаровой), но в связи с фашистской политикой Грузии по отношению к национальным меньшинствам она была преобразована в общественно-политическое движение», – пояснила наша собеседница.
«Адамон ныхас» боролся и с внешним врагом, и с внутренним непониманием.
«Нам удавалось противостоять нацистской Грузии, тогдашнему руководству России, Северной Осетии, да и на Юге Осетии многие не понимали нас. Но никто и ничто не могло напугать Чочиева, поколебать его стремление служить своему народу. В самых критических ситуациях он умел находить пути выхода и принимать решения», – подчеркнула Плиева.
В 90-х гг. в самой России царил хаос. А на Севере Осетии, по словам собеседницы, было полное непонимание обстановки, в которой оказался югоосетинский народ.
«После принятия государст-венного флага, по инициативе Алана Чочиева, мы с развевающимся триколором прибыли в Нар на юбилей К. Хетагурова. Нас встречали настороженно. Впервые в Северной Осетии в с. Нар развевался осетинский флаг», – рассказала она.
Сложнее было бороться с непониманием сограждан, особенно среди руководителей.
«Часть общества не принимала принципиальный характер Алана Резоевича и его единомышленников.
Дню провозглашения республики предшествовали многие важные события и политические процессы: митинги, забастовки, голодовки. Народ тогда был более политизирован, чем госструктуры, и он был готов идти за Аланом Чочиевым до победного конца. Это был человек, дарованный нам Богом. Такие лидеры рождаются редко.
Алан Чочиев – человек, который поднял народ под собственным флагом, защитил его политическими действиями и создал государственность Южной Осетии. Конечно, каждый из политических лидеров 90-х гг. сыграл свою роль, но считаю, без Алана Чочиева не было бы и других», – отметила депутат Парламента 1 созыва.
Плиева считает, что арест Алана Чочиева – заказ Грузии. Александр Дзассохов был секретарем ЦК КП СССР, и во время событий на Юге Осетии написал письмо в ЦК КП ГССР, что «какие-то экстремистские силы в Южной Осетии будоражат умы, поднимают народ, выдвигают сепаратистские лозунги и надо их нейтрализовать».
«Дзассохов в письме призывал Грузию принять меры через силовые структуры. (У меня есть копия этого письма).
Арест А. Чочиева – черная страница нашей истории, нигде такого прецедента не было, чтобы своего лидера посадили в тюрьму. По прошествии многих лет так и не реабилитировали его доброе имя. Мы обязаны ценить сделанное им, его труды, и увековечить память Алана Чочиева бюстом перед зданием Парламента и мемориальной доской на стене дома, в котором он жил.
Алан Чочиев – уникальная, эпохальная фигура в истории осетинского народа», – заключила Бэла Плиева.
Кандидат исторических наук, доцент Таймураз Тадтаев отметил, что об Алане Чочиеве как о политическом и государственном деятеле, о лидере общественного движения «Адамон ныхас» много сказано. Организация «Адамон ныхас» была уникальной в своем роде. Она одна из первых на постсоветском пространстве, сплотила заинтересованных и неравнодушных лиц, которые провозгласили независимость республики.
«Хочу рассказать о нем как об историке, научном деятеле, докторе наук и профессоре. С его произведениями я познакомился в студенческие годы. Они произвели грандиозное впечатление», – сказал историк.
Тадтаева привлекли «Аланы-арии» и «Ария-аланское учение», – уникальные работы, открывающие совершенно новые грани в осмыслении происхождения осетин.
«Алан Резоевич особое внимание уделил Нартским сказаниям, обнажив философскую основу и мысли, заложенные в героическом эпосе нашего народа, который реально олицетворяет всю жизнь и борьбу аланов-арийцев. Алан Чочиев в своем труде «Аланы-арии» открыл нам глаза на многие вопросы совершенно по-другому.
Многим действительно непонятны его философские рассуждения, где он рассказывал о ценности Цхинвала – Сингвал – как о центре мира. Эта идеология-религия была заложена в его догмах, и они четко устоялись», – отметил историк.
Тадтаев учился на третьем курсе и очень интересно было увидеть человека, написавшего такие уникальные труды. Такая возможность ему представилась в Доме кино во Владикавказе, где Алан Чочиев проводил открытую лекцию.
«Он читал лекцию настолько интересно, грамотно и доступно, что я убедился – это уникальная личность.
Все научные работы Алана Резоевича нам еще предстоит проанализировать до конца и понять. Мне как историку было очень интересно проследить историю нартиады и по-другому взглянуть на нашу религию. Не каждый народ обладает таким героическим эпосом. В основу трудов Алана Чочиева легли принципы, заложенные в Нартском эпосе», – сказал он.
Тадтаев отметил, что много ученых посвятили свои труды теме нартиады. Васо Абаев и некоторые иностранные ученые увидели, что в учениях о нартах и об арийской идеологии есть пересечения, которые тонкой нитью проходят между ираноязычными племенами индоевропейцев, ариев. Тадтаев подчеркнул, что монографии Алана Чочиева, в том числе по происхождению нарто-аланской идеологии – это и есть его богатейший дар нашему народу.
«Являясь политическим лидером он не остался в стороне от науки. Судьба распорядилась так, что в его жизни было много белых и черных полос. Но в научной среде он оставил очень большой след.
В науке, в своих изысканиях А. Чочиев нашел себя. Он увидел и понял весь смысл нашего происхождения, идеи аланского наследия и сармато-осетинской культуры. Более того, он проанализировал и провел научное исследование ас-аланской идеи, целой доктрины.
Будущим поколениям еще предстоит проанализировать его труды, понять, что имел в виду автор. Думаю, стоило бы провести несколько открытых лекций, посвященных работам Алана Чочиева, т.к. его научные труды до сих пор остаются до конца неисследованными», – заключил Таймураз Тадтаев.

Мадина БЯЗРОВА