Добровольцы из Южной Осетии отдали жизни за свободу Абхазии

14 августа в Абхазии отмечают День памяти защитников республики

30 лет назад в 1992 году начался грузино-абхазский вооруженный конфликт. Добровольцы из Южной Осетии бок о бок сражались с абхазским народом против фашистской Грузии. В борьбе против агрессора, за свободу Абхазии отдали жизни наши сограждане: Дмитрий Еналдиев, Ацамаз Маргиев, Роберт Петров, Таймураз Чочиев, Робин Козаев, Джемал Сиукаев.

Для Дмитрия Еналдиева Абхазия стала второй родиной
Среди осетин, сложивших головы в борьбе за независимость Абхазии, был 29-летний Дмитрий Еналдиев. Воспитывался он в интеллигентной, творческой семье актера госдрамтеатра им. К. Хетагурова Вахтанга (Отара) Еналдиева. Когда Диме было 10 лет, погибла его мать Наташа Гатикоева. Вахтанг один вырастил сыновей Инала и Дмитрия, поставив приоритетом своей жизни их воспитание. С детства Дима имел спортивные успехи в вольной борьбе и тяжелой атлетике. Свое первое золото по вольной борьбе он получил старшеклассником в Киеве на первенстве среди юниоров. Будучи в армии, он также занимал первые места на соревнованиях. После окончания СОШ №2 г. Цхинвала и филологического факультета Юго-Осетинского пединститута Дима по распределению был направлен в Абхазию, где преподавал русский язык и литературу в школе-интернате в с. Калдахуара Гудаутского района. Одновременно он учился на юридическом факультете в Северо-Осетинском университете, который должен был окончить как раз в год своей гибели.
Как нам рассказала двоюродная сестра Вахтанга Бэла Еналдиева, принимавшая непосредственное участие в воспитании Дмитрия, ему нравилась работа педагога, любил заниматься с детьми. В Абхазии Еналдиев сразу приобрел много друзей, эта страна для него стала вторым домом.
Когда в 90-х годах обострилась обстановка в Южной Осетии, Дмитрий вернулся в Цхинвал на защиту Отечества. Как и многие мужчины, Еналдиев не раз переносил на плечах оружие и боеприпасы через Зарскую дорогу. После ввода миротворцев в Южную Осетию в республике наступил относительный мир, но в этот период Грузия развязала ожесточенную войну в Абхазии.
«В августе 1992 года началась война в Абхазии и Дима решил немедленно выехать туда. Отец не разрешал. Дима сказал Отару, что едет сдавать экзамены во Владикавказ, а сам уехал в Абхазию», — сказала Бэла Еналдиева.
В Абхазии его возмужавшие ученики встали на защиту Родины и воевали рядом с ним. Присутствие этих ребят вызывало в нем чувство большой ответственности. Дмитрий возглавил отряд, был всегда впереди, чтобы защитить молодых. В одном из ожесточенных боев Еналдиев получил смертельное ранение, его успели довезти до больницы, но вскоре он скончался.
Дмитрий Еналдиев погиб 18 августа 1992 года. 20 августа со всеми почестями его похоронили с остальными защитниками Абха-зии. Отец узнал о трагической гибели сына в больнице Северной Осетии, где он в то время лечился. Кто знает, какие чувства пережил тогда Вахтанг Еналдиев, потеряв сына, которого оберегал как зеницу ока. Дима не успел обзавестись семьей, для него семьей была Родина, а детьми – ученики.
Вслед за вестью о гибели сына семья получила письмо от председателя Верховного Совета РА В. Ардзинба. «Вашу семью постигло огромное горе, и мы разделяем его вместе с вами. Вы воспитали мужественного человека, который погиб при выполнении боевого задания. Светлая память о Дмитрии – добровольце, герое Абхазии – навсегда останется в памяти нашего народа и будет служить его сынам образцом благородства и чести», — говорится в письме.
Дмитрий Еналдиев награжден высшей государственной наградой Абхазии — Орденом Леона. В октябре 1992 г. на чрезвычайном съезде горских народов Кавказа «Кавказский дом» ему посмертно присвоили звание «Герой Кавказа», вручив родным орден «За героизм при защите свободы Кавказа». Он также посмертно награжден медалью РЮО «Защитнику Отечества». В Калдахуаре построили большую спортивную школу, которая носит имя Героя Осетии и Абхазии Дмитрия Еналдиева. Его имя наравне с другими героями написано на мемориальной плите погибшим в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. в парке Боевой славы г. Сухума.

Ацамаз Маргиев – достойный сын Отечества
Об Ацамазе Маргиеве нам рассказала его сестра, Нонна Маргиева. Прошло 30 лет как его нет в живых, но она чаще говорила о брате в настоящем времени… Конечно, в памяти родных он навсегда останется живым.
С шестилетнего возраста Аца-маз воспитывался без отца (он трагически погиб). Это сыграло в его судьбе важную роль – осознание, что он единственный мужчина в доме, воспитывало в нем ответст-венность и чувство долга. Он с юных лет вызывал уважение сверстников и даже взрослых. Молодость и мудрость гармонично сочетались в нем.
«Аца воспитывал в себе лучшие мужские качества, был самостоятельным с детства: сам научился водить машину, плавать, обращаться с оружием, постоянно занимался спортом. Видимо он хотел стать авторитетным мужчиной, чтобы мы гордились им. Он был горой за нас, чувствовал себя ответственным за всех», — поделилась она.
Ацамаз много читал, со школы увлекался криминалистикой, постоянно перечитывал «Нартские сказания».
В 1985 г. Ацамаз окончил СОШ №7 г.Цхинвала, а в 1986 году его призвали в армию, в десантные войска в г. Чирчик в Узбекистане. Его хотели забрать в Афганистан, но так как был единственным сыном и мужчиной в доме, направили в учебную часть инструктором, где он готовил новобранцев. Весной 1988 г. вернулся домой, и уже в августе поступил в Волгограде в школу милиции, там он одновременно начал работать милиционером.
Когда в Южной Осетии началась война, Маргиев не задумываясь приехал в Цхинвал и встал на защиту Родины.
«Аца был сдержанным, самокритичным, не любил кичиться. Обладал невероятной харизмой», — с теплотой вспоминала Нонна.
Когда он вернулся в Южную Осетию, вступил в ряды ополчения. Принимал участие в боевых действиях как на родине, так и за пределами. Война меняет людей, делает жестче, агрессивнее, но это не про Ацамаза Маргиева, он оставался добрым и отзывчивым.
«Помню, как-то ребятам раздали муку. Он привез мешок и говорит: «Можно, я отдам этот мешок одной семье. Им нечего кушать. Вы же меня поймете?». Мы, конечно, согласились, и он отдал муку знакомой. Аца был порядочным, человечным, некоторые вещи для него были табу, относился с уважением к родным и своему народу», — отметила она.
В Абхазию группа ребят, которые собирались в водхозе выезжала несколько раз и мать переживала.
«Когда в последний раз он уезжал, сказал маме: «Ма, не переживай, до тоннеля доедем и вернусь обратно», и начал собирать вещи. Мама раньше ничего не говорила, делала видимость, что верит его словам. Но на этот раз материнское сердце чувствовало беду, и она ходила за ним по комнате, расспрашивала его. Но Аца так и не признался, что едет на войну в Абхазию. Только через пару дней мы узнали об этом», — с горечью вспоминает она.
10 августа 1992 г. Маргиевы потеряли единственного сына и брата, Ацамаз погиб в Абхазии.
«Мы были дома, когда нам сообщили горькую весть. Я на втором этаже шила себе одежду, и услышала раздирающие сердце крики матери. Выбежала и увидела людей, успокаивающих маму, сразу все поняла. Прошло 30 лет, но легче не становится. Раны в душе оживают, когда разговор заходит о нем», – призналась Нонна.
Ацамаза Маргиева похоронили на мемориальном кладбище жертв грузинской агрессии — во дворе школы №5. Посмертно Маргиев был удостоен высшей награды Абхазии — Ордена Леона, звания «Герой Кавказа». Сегодня именем героя названа улица в Цхинвале, на которой он проживал.

Мадина БЯЗРОВА