/Вышла в свет монография по осетинской литературе

Вышла в свет монография по осетинской литературе

В начале 2020 года вышла монография кандидата филологических наук старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы ЮОГУ Тибилова Инала Сослановича «Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX – начала XX вв.»
Предисловие к монографии написано в свое время доктором филологических наук, профессором Нафи Джусойты. Редактором монографии является доктор филологических наук, профессор И.С. Хугаев. Рецензентами исследования являются Н.Г. Джусойты и профессор У.М. Панеш, доктор филологических наук, профессор.
Структурно монография построена следующим образом:
Глава I. Художественно-эсте-тические предпосылки формирования малых эпических жанров в осетинской литературе.
1.1. Структурно-семантичес­кие особенности фольклорного жанра таураг.
1.2. Роль традиций фольклорного жанра таураг в процессе становления литературного рассказа в осетинской прозе.
1.3. Художественно-стилевое своеобразие малой прозы Сека Гадиева.
Глава II. Становление и развитие методов романтизма и реализма в осетинской малой прозе начала XX века.
2.1. Специфика художественной реализации романтического метода в осетинской малой прозе конца XIX – начала XX вв.
2.2. Сюжетная и идейная роль события в рассказах Арсена Коцоева (1920-1930 гг.)
2.3. Эволюция жанровой формы и метода в рассказах Арсена Коцоева в 20-30 гг. XX века.
В современном осетинском литературоведении чрезвычайно мало исследований, посвящённых теории жанра. Это связано с тем, что в советское время внимание исследователей литературы было приковано преимущественно к идейному содержанию произведения. Следствием подобного идеологизированного подхода стал тот факт, что в осетинском литературоведении и фольклористике недостаточно исследованы проблемы структуры и поэтики специфичных национальных поэтических (кадаг, сагъаста, сатирические куплеты, героическая песня и т.д.) и прозаических жанров (таурагъ, сказки, притчи, пословицы с сюжетной предпосылкой и др.)
Движение от фольклора к литературным формам показывает степень развитости культуры. И жанровые формы — рассказа и новеллы — требуют от писателя большого художественного мастерства, т.к. предусматривают отражение концептуального содержания в достаточно ограниченном текстовом пространстве.
Для демонстрации процесса генезиса и эволюции малых эпических форм в осетинской литературе в данной монографии в компаративистском ключе исследуется путь от фольклора к реалистической прозе талантливого классика осетинской литературы новеллиста Арсена Коцоева и его последователей – Чермена Бегизова, Созырыко Кулаева, Кудзага Дзесова и других видных осетинских прозаиков. И посредником, проложившим эту дорогу, несомненно, является Сека Гадиев.
Предложенная попытка компаративистского, сравнительно-типологического анализа прозаических жанров в осетинской литературе исследуемого периода с последующей теоретизацией их жанрообразующих характеристик дает возможность в определенной степени восполнить существующий пробел в современном осетинском литературоведении.
В осетинском литературоведении есть научные труды, посвященные исследованиям прозаических жанров периода конца XIX – начала XX вв. Но нет сформированной единой типологической картины, не выявлены и не получили теоретического описания инварианты малой прозаической формы. Также отметим, что недостаточно исследованы фольклорные корни и их проявления в рассказах, почти нет внимания к структурным особенностям.
В качестве базового фольк­лор­ного жанра, повлиявшего на литературный процесс и получившего развитие в малой прозе, в монографии рассматривается таураг, имеющий типологические аналоги в фольклоре других национальных культур, но и, несомненно, свои индивидуальные черты, обусловленные историей, культурой и ментальностью осетин.
Выявление индивидуальных черт в сочетании с культурными константами, типологическими общностями является основополагающим условием для научного осмысления значения и роли таурага в становлении осетинской художественной прозы.
Можно утверждать, таураг является промежуточной формой, своеобразным мостиком при объективном движении от малых прозаических фольклорных жанров к литературным формам, и выявление его типологических характеристик, перешедших в литературный рассказ и получивших дальнейшее художественное развитие, поможет выявлению национально-художественного своеобразия осетинских рассказов и новелл.
На сегодня в осетинском литературоведении не существует однозначного ответа, что собой представляет таураг в качестве жанровой единицы. Эта неоднозначность в теоретической идентификации обусловлена тем, что в осетинском фольклоре термин «таураг» имеет универсальный характер. Неопределенность в отнесении таурагов к определенному жанру, возможно, восходит к сказителям, которые, нередко путаясь в определениях, называли сказки таурагами, а таураги – сказками, на что в свое время обратил внимание профессор Ш.Ф. Джикаев.
Цель исследования И.С.Тибилова состоит в анализе процесса генезиса ранней осетинской прозы и научной теоретизации жанровых особенностей осетинского рассказа и новеллы периода конца XIX – начала XX вв. в аспекте эволюции проблематики и идейно-художественной направленности, структурно-семантического и психологического усложнения, обусловленного реализацией принципов реализма. Особенности эволюции малой эпической формы рассматриваются в историко-литературном контексте развития осетинской литературы с позиции компаративистской методологии.
Базовая гипотеза исследования заключается в предположении, что жанр рассказа в осетинской литературе генетически сформировался на основе фольклорного жанра таураг, вначале получившего литературную обработку в произведениях осетинских писателей, затем эволюционировавшего в движении к мировым образцам эволюционной и реалистической литературы. Начало малой эпической форме в осетинской литературе положили произведения С.Гадиева, в которых выявлено сочетание фольклорных компонентов с романтическими и реалистическими тенденциями.
Проблема формирования и развития малой прозы в осетинской литературе рассматривается в трудах многих исследователей. Впервые к этому вопросу обратился Цомак Гадиев в статье «Вехи осетинской литературы», в которой высказал мысль о том, что возникновение осетинской литературы связано с последствиями присоединения Осетии к России.
М.С.Тотоев вслед за Гадиевым в работе «Очерки истории культуры» проводит более глубокий анализ становления литературы. Вопросами периодизации осетинской литературы успешно занимался Х.Н.Ардасенов: «Очерк развития осетинской литературы (дооктябрьский период)». Проблемы осетинской прозы нашли отражение в трудах А.А. Тибилова, Т.А. Епхиева, В.М. Гаглоева, В.И. Абаева, З.Н. Суменовой, Р.Г. Цомартовой.
Наиболее фундаментальными исследованиями осетинской прозы стали работы Н.Г.Джусойты. В докторской диссертации «Очерк развития осетинской литературы» он подвергает системному анализу целый ряд вопросов национальной литературы. Благодаря новому концептуальному подходу к исследованию становления и развития осетинской литературы работа Джусойты оказала огромное воздействие на последующее развитие литературоведения не только в Осетии, но и всего северокавказского региона.
Изучение генезиса осетинской прозы получило развитие в литературоведческих изысканиях З.М. Салагаевой, исследовавшей осетинскую прозу в историко-генети­-ческом плане.
Названные труды, относящиеся в основном к XX веку, внесли большой вклад в изучение осетинской литературы. Но отметим, что в современном литературоведении отсутствуют серьезные монографические исследования проблемы эволюции жанра рассказа с позиций новых междисциплинарных методологий, расширяющих ракурс рассмотрения проблемы и выводящих на уровень широких теоретических обобщений. Нужно отметить докторское диссертационное исследование И.С.Хугаева «Осетинская русскоязычная литература» (2010 г.), в котором рассматриваются отдельные вопросы становления осетинской литературы, но здесь основной упор делается на русскоязычные тексты.
Методологическими принципами работы являются опорные положения о целостности литературного процесса, сочетание традиций и новаторства в литературе, а также идея взаимовлияния и взаимообогащения разных национальных литератур. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения, впервые решаемой на материале осетинской прозы конца XIX – начала XX вв. – специфике формирования и развития малой эпической формы в осетинской литературе, в историко-литературном контексте развития и взаимодействия кавказской и русской литератур. Системный анализ художественных произведений осетинских писателей позволяет выявить закономерности в развитии осетинской прозы, определить ее приоритетные нравственно-эстетические, социально-исторические и гуманистические установки.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов и материалов в практике преподавания национальной литературы как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по осетинской литературе и теории жанра.
И. МАРГИЕВ