Имя Магреза Ильича Келехсаева, народного художника Российской Федерации и Южной Осетии, занимает особое место в современной осетинской живописи. Его многогранное, уникальное творчество неотделимо от национальной культуры Осетии, а жизненный и творческий путь представляет собой пример преданности искусству.
Родившись в живописном горном селе Чеселт в мае 1940 года, он с раннего возраста проникся любовью к родной природе. Величественные горы с заснеженными вершинами, деревья, рассыпанные по склонам, глубокие ущелья с бурлящими реками, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака – все эти неотъемлемые элементы классического осетинского пейзажа сформировали его внутренний художественный строй. Искреннее восхищение природой родной Осетии стало отправной точкой для выбора профессии и наложило отпечаток на мировосприятие Магреза Ильича.
Первые шаги в искусстве он сделал в Цхинвальском художественном училище имени М. С. Туганова. Затем продолжил образование в одном из самых престижных вузов СССР – Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил с отличием в 1974 году. Его дипломная практика проходила в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Молодому художнику предложили остаться работать в северной столице, но он сделал осознанный выбор и вернулся в Осетию, чтобы посвятить свой талант родному театру и культуре.
Долгие годы Магрез Келехсаев работал главным художником Северо-Осетинского академического театра имени В. Тхапсаева. Его сценография к 120 спектаклям вошла в золотой фонд театрального искус-ства Осетии. Среди наиболее значимых постановок, где он выступал в качестве художника-сценографа – «Чермен» Гриша Плиева, «Фатима» по Коста Хетагурову, «На дне» Максима Горького, «Макбет», «Король Лир» и «Тимон Афинский» Уильяма Шекспира и многое другое. За оформление последнего спектакля в 1984 году художник был удостоен Государственной премии РФ имени Станиславского.
Колорит его театральных эскизов был сдержан и в то же время далек от шаблонов, формы ясны, детали тщательно продуманы, а вся композиция пронизана внутренним ритмом. Как отмечали североосетинские искусствоведы, работы Магреза Келехсаева не только ярко визуализируют режиссерский замысел, но и влияют на поэтику постановки, расширяя смысловое поле спектакля, наделяя его глубиной и философским подтекстом.
ХРОНИКА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
После ухода из театра художник целиком посвятил себя станковой живописи. Он проявил себя как тонкий пейзажист, внимательный портретист, создатель сюжетно-тематических полотен и натюрмортов. Его картины по своей сути – полномасштабное эпическое повествование о жизни осетинского села, со всеми ее буднями, праздниками, свадебными обрядами, застольями и трудом. Самое удивительное, что сохраняя внешнюю реалистичность образов, мастер щедро наполнил их аллегориями, метафорами, философскими обобщениями.
Такие работы художника, как «Аланы» (2007), «Пекут лаваш» (1992), «Семья» (2002), «Свадьба» (2010), «Старый город» (2006), «Хворост» (2010), представляют собой многофигурные композиции, где каждый элемент, будь то человек, дерево или дом, одухотворён и наделен особым смыслом. Мастер умело использует мозаичную технику, пластичный мазок, иногда доводя изображение до грани между реализмом и символизмом.
Крайне важное место в творчестве художника занимает пейзаж, где он экспериментирует с фактурами, цветом, техникой. Он обращается ко всем видам указанного жанра – горному, сельскому, городскому, историческому. Мастер кисти признается, что яркая природа родины вдохновляет его на новые творения. В частности, это касается серии зимних пейзажей, среди которых, к примеру, картина «Зима в Чеселт» (2015). Работы из этой серии поражают хрустальной чистотой, тонкостью цветовых решений и проникновенным ощущением гармонии. За «зимние» шедевры Мастеру присуждена Государственная премия имени Коста Хетагурова.
ХУДОЖНИК С СОБСТВЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ
Многочисленные коллеги по цеху признают Магреза Ильича патриархом осетинской живописи, питая к нему неподдельное уважение. К примеру, заслуженный художник Республики Южная Осетия, член Союза художников России Рудольф Бигулаев считает его не просто мастером, а творцом, чья живопись формирует собственное художественное пространство.
«Магрез Ильич – художник со своей вселенной. Его живописная манера, изобразительный язык и пластика образов глубоко индивидуальны и неповторимы. Он довёл своё мастерство до такой степени зрелости и выразительности, что его работы узнаются мгновенно, их невозможно спутать с другими. В полотнах Магреза Келехсаева всегда особое ощущение красоты и внутренний свет. Особенно впечатляют его осенние деревья и зимние пейзажи, в них чувствуется тонкая душевная интонация. Они буквально излучают тепло», – отмечает Рудольф Бигулаев.
Он также подчеркивает, что работы его учеников легко узнать, в них чувствуется школа Магреза Ильича, его высокая художественная культура, внимание к деталям, любовь к родной земле. Это глубокое органичное влияние продолжает жить в новых поколениях художников», – резюмировал Рудольф Бигулаев.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ В КАРТИНАХ
Художница Мария Кокоева отзывается о Магрезе Ильиче с искренним восхищением, называя его творчество поэтической летописью Осетии «У поэта Хаджеты Таймураза есть поэма, посвящённая Чеселтгому – одному из самых живописных уголков Осетии. Именно в этом селе родился выдающийся мастер кисти Магрез Келехсаев. В его творчестве Чеселтгом стал своеобразным художественным источником, который словно река разливается по всей Осетии, охватив каждое село, ущелье и город, дойдя до сердца каждого осетина», – говорит Мария Кокоева.
Она отмечает, что ее всегда поражали глубина и масштаб образов, созданных Мастером..
«Картины Магреза Ильича – это воспевание родной земли, её природы, людей и её духа. В его произведениях живут и героические страницы нашей истории, и трогательные бытовые сцены, и светлая лирика повседневной жизни. Всё пронизано искренней, глубокой сыновней любовью, которая ощущается в каждом мазке и в каждом образе. Творчество Магреза Келехсаева для меня не просто живопись, а образец высокой нравственности и преданности Родине», – подчеркивает Мария Кококева.
В завершение художница обращает внимание на эмоциональную и смысловую наполненность художественного наследия Мастера, оказывающую незабываемое впечатление на каждого зрителя.
«Для меня работы Магреза Ильича – как калейдоскоп бесконечно сменяющихся картин, как энциклопедия в образах, посвящённая родному краю. В каждой из них частица истории, частичка души и голос родной земли. Это искусство, которое трогает сердце и остаётся с тобой навсегда», – говорит Мария Кокоева.
ПРИЗНАНИЕ НЕ МЕШАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАМ
Уже более четырёх десятилетий Магрез Келехсаев совмещает творческую деятельность с преподаванием. Он возглавляет мастерскую театрально-декорационной живописи на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Воспитанные им ученики сегодня являются известными художниками, успешно продолжающими традиции осетинской школы живописи.
Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев России – в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в музеях США, Германии, Франции, Болгарии, Австрии, Турции, Японии, Швейцарии и др. Творения мастера охотно приобретают и владельцы многочисленных частных коллекций.
В свои 85 лет Магрез Ильич продолжает активно работать во всех жанрах, оставаясь одним из самых ярких представителей современного осетинского искусства. Многочисленные регалии и всеобщее признание не затмили его стремления к поиску новых форм и стилистических приемов. Творческий почерк мастера в постоянном развитии, открывая новые горизонты, он не боится смелых экспериментов. Неизменным при этом остается одно – глубокая опора на сокровенные коды национальной культуры и личная скромность.
Как отметил без ложного пафоса Магрез Келехсаев на церемонии открытия одной из своих выставок: «Все, что я хотел сегодня сказать, вы увидите на моих холстах. Как говорил Пикассо, художникам надо отрезать язык и чтобы они много не хвалили себя».
Он искренне верит в Южную Осетию, в перспективы ее культурного возрождения, наставляя молодых художников, которых по-отечески опекает.
«Живопись воспитывает лучшие стороны человека. Наша молодежь должна любить свою Родину, ценить искусство и культуру», – подчёркивает Мастер.
Именно сочетание высокого профессионализма, новаторства, глубокого чувства ответственности перед народом и традициями осетинской национальной культуры делают Магреза Ильича Келехсаева не просто выдающимся художником, а явлением в изобразительном искусстве Осетии.
А. ГЕРГАУЛОВА