В каждом узоре – особая символика

Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур.

Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров.
Национальный костюм всегда имел сакральный смысл. В каждой пуговице и ниточке, в каждом узоре было заложено особое значение.
Одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.
Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шароваров, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка.
Бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности.
Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно из козьего пуха. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные серебром.
Верхней одеждой осетин является бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастухов служила даже постелью.
Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.
Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин.
Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью. Шапочка в виде усеченного конуса и легкая косынка. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по крою. Но затем он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из-под платья. На узкий рукав привязывали подвесные широкие, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом.
Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины является невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.
В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
В повседневной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.
С малых лет осетины одевали своих детей в национальный костюм. Когда на ребенка надевали черкеску то происходила инициация, так как через одежду закладывалось чувство ответственности и мужской взгляд на жизнь. Таким образом развивался эстетический вкус.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву, а также совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений.

Подготовила К. БАГАЕВА