Воспитание патриотизма у осетин

Главными методами в воспитании детей у осетин являлись примеры взрослых, их поведение, отношение к другим людям. Такие методы – подражать авторитету, следовать общепринятому образцу и нести ответственность за собственные поступки – считались наилучшими способами воспитания достойного человека.

Ещё одними примерами для подражания являлись герои Нартского эпоса, новым даже были посвящены песни, прославляющие их.
Будучи ещё подростком, каждый осетин проходил суровую школу хороших манер, получал военно-спортивную, риторическую, музыкально-хореографическую подготовку.
Рыцарские ценности помогали осетинам выдержать самые тяжёлые испытания.
Одной из непреложных норм семейного воспитания у осетин было воспитание у ребенка уважения к родителям. Проявление неуважения к родителям осуждалось очень строго. Почитание старших постепенно входило у детей в привычку, становилось одной из важнейших этических норм. «Уважение к седине, покорность старшим и беспрекословное исполнение их воли — вот их основы семейной жизни», – писал К. Хетагуров об осетинах.
Усваиваемый осетинскими детьми кодекс приличий требовал не выражать при старших своих суждений, оказывать им всевозможные услуги, уступать место старшему, когда он подходит, не садиться без его приглашения.
Огромную роль в семейном и общественном воспитании играла сила примера. Поэтому родители и старшие вообще должны были вести себя в соответствии с теми нормами поведения, которые они хотели выработать в молодом поколении.
Старшие старались внимательно относиться к младшим, воспитывали в них мужество, выдержку, стойкость. У осетин есть поговорка: «Дон кæстæрæй нуазынц» («Воду пьют, начиная с младшего»). Этим как бы нарушалось то внимание, которым неизменно пользуются старшие, но в данном случае старший, уступая очередь младшему, как бы демонстрировал свою выдержку, стойкость перед таким сильнейшим чувством, как жажда. Как и у всех горцев Северного Кавказа, местом для приема гостей в осетинском доме была кунацкая, где мальчик усваивал народные обычаи, учился уважать гостей и стариков.
Часть забот о госте лежала на мальчиках дома: подать умыться, постелить постель, помочь гостю раздеться и т. д. Если в семье мальчиков не было, то эти обязанности выполняли соседские мальчики или младший член семьи, но непременно мужского пола. С разрешения взрослых дети имели право присутствовать в той комнате, где был гость. В семье ребенок получал первые трудовые навыки. Всему с детства обучали детей. Девочку приобщали к труду с более раннего возраста. С 5-6 лет ей поручали покачать люльку, выполнить какие-нибудь несложные поручения, что-либо отнести, принести, подать. С 6-8 лет к ней уже предъявляли более сложные требования, чем к ровесникам мальчикам. В ней воспитывали такие качества, которые считались необходимыми для осетинской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев, скромность и терпение, послушание и покорность старшим в семье.
Несколько иначе шло трудовое воспитание мальчиков. 6-7-летнему мальчику поручали пасти телят, коз, гусей. С этих же лет мальчик помогал отцу запрягать и седлать лошадь; мальчик 7-8 лет уже сам должен был уверенно сидеть на лошади. По возвращении отца сын снимал с лошади седло, ухаживал за конем, мыл его, поил. 10-летнему мальчику доверяли самостоятельно пасти аульский скот (но не в ночное время). Отец предварительно наставлял сына, как нужно следить за отарой. Говорил, что «зивæггæнæг фиййау йæ фос дардæй здахы» — «ленивый пастух свое стадо издали возвращает», т. е учил его не лениться. Когда сын успешно справлялся со своими обязанностями и пригонял вечером скот благополучно, его хвалили.
Вообще, поощрение в народной педагогике осетинского народа занимало большое место. Принимал мальчик участие и в полевых работах. При пахоте мальчики 10-12 лет убирали лежащие на месте вспашки горные камни и относили их на участок, непригодный для земледелия – «цæнд». Идущие вслед за пахарем дети разбивали комья земли большим деревянным молотком. В 16 лет мальчик впервые шел косить сено наравне со взрослыми. По этому поводу отцу говорили, что теперь тебе легче будет жить, твой сын уже взял в руки косу. В честь этого дня юноше пекли большую лепешку — «гуыл». Если набиралось несколько юношей — однолеток, впервые участвовавших в сенокошении, то их ставили рядом друг с другом, а в конце поля клали огромную лепешку. Кто первым доходил до конца, тот получал в награду эту лепешку. Если же он был один, ему давали так называемый «фæлтæры зæхх» — испытательный участок. И если он проходил до конца без отдыха, то о нем говорили, что это сильный юноша и из него выйдет настоящий мужчина. В этом же возрасте отец ставил его к плугу и учил пахать самостоятельно.
«Мæгуыр лæгæн йæ род тагъд гал кæны, йæ сывæллон та лæг кæны» («У бедняка теленок быстро становится быком, а ребенок мужчиной»), – говорили осетины. Девушек часто отдавали для обучения рукоделию к мастерицам, славившимся умением шить золотом, серебром.
Как видим, мальчики и девочки в осетинской семье получали традиционное всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и религиозное воспитание, что можно выразить такими понятиями как: «Ирон æгъдау» (законы, нравы предков), «æгъдауджын» (воспитанный, добронравный), «намыс кæнын» (создать честь, славу, имя).
В мальчиках воспитывали представление о достоинстве и нетерпимости малейшей обиды, в девочках целомудрие, в тех и других — выдержку и скромность.
Поведение осетин являлось выражением их духа, по этой причине они могли так спокойно обходиться без суеты, не выставляя напоказ свои чувства, выделялись скромностью, вежливостью, внимательностью и добротой к окружающим людям.
Для осетин пороками считались многословие, любопытство, фамильярность, неуважение к чужому мнению. К тому же у них преобладало невозмутимое спокойствие, выносливость, терпение в различных ситуациях, воздержанность в еде и питье было проявлением мужества.
Важнейшей составной частью менталитета осетинского народа является принцип «æфсæрм, æфсармдзинад», диктующий ответственность за свои поступки не только в семейном кругу, но и перед всем народом, что является важнейшим критерием его уважения, любви к своему народу, т. е. чувством патриотизма.

Подготовила К.БАГАЕВА