Народные промыслы и ремесла осетин

 

В условиях натурального хозяйства большое значение в жизни осетин имели домашние ремесла. Народные промыслы осетин уходят корнями в древние времена.
Осетины были хорошими мастерами по обработке кож и шкур, валянию войлока, обработке дерева.
Среди домашних промыслов не последнее место занимала обработка кож и шкур. С древнейших времен до второй половины XIX в. этот род деятельности не терял своего значения. Из овчины, обработанной домашним способом, шили шубы и тулупы, а из шкурок барашка – папахи, шаровары, ноговицы.
Шкуры овец, коз и крупного рогатого скота обрабатывались разными способами. Существовало также разделение труда мужчин и женщин. Все работы по обработке овечьих шкурок, шедших на изготовление одежды, выполнялись женщинами.
Обработкой кожи крупного рогатого скота, ее выкройкой и шитьем занимались исключительно мужчины. Из сыромятной кожи изготавливали обувь, которая называлась æрчъитæ. Из хорошо обработанной кожи делали ремни для поясов, плети, детали конского снаряжения и другие необходимые вещи.
Козьи шкурки шли на выделку сафьяна. Из черного сафьяна шили парадную мужскую обувь, а из цветного – праздничную женскую обувь.
Шерсть собирали два раза в год: весной и ранней осенью. Весной, когда овцы начинали линять, свободно отделяющуюся (вылинявшую) шерсть (фист) в течение месяца собирали женщины и дети. Сезон стрижки овец приходился на середину августа. Это была тяжелая работа, и ею занимались мужчины.
Осетинки были мастерицами в изготовлении тканой и нетканой материи. К первому виду относились превосходное сукно (тын), ко второй – войлок (нымæт).
Изготовлением сукна очень высокого качества занимались еще средневековые аланы. Осетинки ткали сукно на старинных ткацких станках (тынуафæн бандон). Но прежде шерсть мыли, сортировали, расчесывали на ручной чесалке (пирæн), били лучком (фæтдзæгъдæн), затем шерсть пряли вручную, используя веретено (æлхуый).
Лучшее сукно делали из белой или серой шерсти, оно ценилось выше, чем окрашенное. Для окрашивания сукна использовали растительные и минеральные краски, отличавшиеся большой устойчивостью. Сукно изготавливали в каждой крестьянской семье. Из домотканого сукна осетинки шили всю необходимую одежду: черкески, бешметы, рубашки, штаны, башлыки. Войлок валяли из овечьей шерсти. Делали простые войлоки для подстилки (бинаг нымæт), бурки и шапки.
Для валяния войлока на полу раскладывали несколько циновок или плетень. На них тонкими слоями укладывали грубую шерсть, затем слегка сбрызгивали водой. Всю эту массу сворачивали в трубку и начинали ритмично укатывать. Для выполнения такой работы требовалось одновременно 4-5 человек. Женщины садились в ряд и укатывали шерсть. Для согласованности действий они распевали песню “Онай”. Ритмичный припев песни организовывал синхронность их движений.
Бурки и войлок изготовлялись в каждой крестьянской семье. Бурка была важнейшим элементом мужской одежды, защищала человека в холод и зной. Свернутая за ненадобностью в небольшой валик, она занимала за седлом незначительное место.
Войлочными коврами с цветным растительным орнаментом, осетины украшали стены жилища.
Деревообработка имела у осетин древнюю традицию и занимала среди домашних ремесел одно из первых мест по практической значимости. Из дерева изготовляли орудия труда, бытовые вещи, архитектурные детали и целые сооружения. Многовековую историю имеет комплекс святилищ в Цее, построенных из дерева без единого гвоздя. Осетины делили лес на строительный и мебельный. К первой группе относили бук (тæрс), липа (сусхъæд) и сосну (нæзы), ко второй – ясень (кæрз), клен (уисхъæд), карагач (сывылдз), дуб (тулдз), грушу (кæрдо).
После такого разделения древесных пород выбор поделочного материала определялся твердостью и гибкостью. Так, изделия, изготовленные из липового дерева, считались лучшими для содержания в них жидкости (воды, молока, пива). Придавалось значение и тому, что вкус дерева был нейтрален по отношению к ним.
Мелкую деревянную посуду вырезали из твердых пород дерева, а, чтобы ложки и миски не трескались, их варили в воде с золой и затем пропитывали маслом или жиром. Пивные чаши, чашки, бокалы отличались большим изяществом отделки.
Среди орудий труда, изготовляемых для своего хозяйства, наиболее важное значение имел земледельческий инвентарь, включающий деревянные детали: плуг, соха, борона, вилы, грабли, лопаты. Из дерева мастерили также транспортные средства.

Подготовила К.БАГАЕВА