Лошади считаются одними из самых благородных и полезных животных. Ведь они служат и средством передвижения, и вызывают немалый спортивный интерес своим участием в конных скачках, их используют в качестве сельскохозяйственных животных… А какие они грациозные и умные! Не зря они остаются многие годы объектами живописи и литературы. (Кстати, конный спорт даже включили в программу Олимпийских игр). Это говорит о том, что жизнь лошадей тесно связана с жизнью людей.
До определенного периода в Осетии лошадь использовалась исключительно как верховое и вьючное животное. И только в последующий период коней стали впрягать в телегу и плуг. Это привело к падению статуса лошади, постепенно превращая ее в тяглово-транспортное средство.
В Южной Осетии коневодство в 1920 году и вовсе оказалось на грани исчезновения. Во время разгрома страны грузинскими меньшевиками практически не осталось не только лошадей, но и самих осетин. Тысячи коней погибли, тысячи были угнаны в Грузию. Поэтому коневодство приходилось возрождать заново.
Людям, возвращающимся на родные пепелища, было не до породистых лошадей. На первое время могла сгодиться и обыкновенная кляча. Лишь бы было хоть какое-нибудь подспорье в хозяйстве. Но со временем решили обратиться и к проблеме улучшения конского поголовья. В январе 1923 года руководство Юго-Осетии обратилось в управление коневодством Красной Армии с просьбой передать области восемь чистокровных лошадей для поднятия культуры коневодства в Южной Осетии.
В июле 1926 года был открыт первый конезавод на 200 лошадей. Для улучшения породы в Англии были приобретены две породистые кобылы и жеребец по кличке «Мак Кинли». Был организован пункт, куда собирали кобыл и жеребцов с районов автономной области. Результаты по созданию породистого поголовья были неплохими.
В Южной Осетии также стали традиционными и конские скачки. Сперва это был район современных улиц Октябрьская и И.Харебова. В начале 30-х годов большое поле в районе нынешней IV военной базы становится официальным ипподромом. Здесь даже проводились забеги на денежные призы.
Иметь лошадь снова стало престижным. На выходные дни и праздники из сельских мест в Цхинвал приезжали деревенские франты на лоснящихся скакунах. В то время лошади также делились по статусности, здесь были свои «мерседесы», «пежо» и «BMW». Отдельной категорией были ломовые лошади, так называемые «уæрдоны бæх», которых впрягали в телеги. Для таких лошадей существовали пункты извоза. Например, один такой располагался на площади у церкви Рождества Богородицы в Цхинвале. В среднем в советской Южной Осетии количество лошадей никогда не превышало 5 000 голов.
Последний раз попытку заняться разведением породистых скакунов предприняли в 70-х годах прошлого века. Тогда в селе Цунар был открыт конезавод. Сегодня лошади представлены только на личных подворьях в небольшом количестве.
В настоящее время возрождается интерес к лошади. С 2009 года в республике стали устраиваться скачки.
Инициатором стал житель Джерского ущелья Ренат Кабулов. Появилась и новая традиция. 9 Мая – в день Великой Победы и 20 сентября – в День Республики парады начинаются с проносом Государственного флага всадниками. Также на свадьбах впереди кортежа с женихом и невестой двигаются одетые в национальные костюмы всадники. Здесь важны две вещи. Во-первых, возрождается красивая традиция, а во-вторых, передвижение свадебного кортежа ограничивается скоростью хода скакунов. А то ведь порой машины с дружками жениха устраивают гонки по маршруту. Кони встали «в строй» и в Министерстве обороны республики. В патрулировании государственной границы РЮО российские пограничники также стали использовать конные наряды.
Местный энтузиаст Алан Парастаев также решил заняться популяризацией конного спорта. Он переделал свой дом в с.Кроз под гостевой домик, где и держит лошадей и организовывает конные прогулки в Цхинвале.
Несомненно, что отрасль коневодства надо возрождать. Возможно, и не в промышленных масштабах, но для обеспечения привлекательного образа республики. Например, возрождение в РЮО конного театра, создание конных туристических маршрутов…
Лошади должны стать частью туристического кластера. Одно время у села Стырфаз на пригорке у дороги всегда резвились кони и уже один их вид вызывал умиление у проезжающих по Транскаму.
Возрождение коневодства должно стать не только данью культуре и обычаям, в какой-то мере это наша обязанность – как одной из составляющих истории наших великих предков.
К.БАГАЕВА