Как справляли Старый Новый год наши предки?

 

Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если накрыт богатый стол, то весь год, который наступит после рассвета, пройдет под знаком изобилия.
«Поэтому все лучшее, что было в доме, выносилось к столу. У южных осетин обязательно на столе должна была быть свинина. А если ее в доме не было – угощали соседи… К Новому году специально откармливали свинью, которая так и называлась «зымæгонхуы», – нашему изданию рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом этнологии ЮОНИИ Роберт Кулумбегов.

Традиции и обряды

В этот день разводили костры, стреляли в воздух. Считалось, что на новый год, когда появляется новолуние, демоны (мæйхортæ) «съедали» луну, и чтобы разогнать их, обычно выходили и стреляли в сторону луны. Это было обязательной традицией.
По словам Роберта Кулумбегова, в эти дни «басылтæ» или «хæдзаронтæ» – девочки и мальчики наряжались в разные шкуры, надевали маски и ходили из дома к дому. Они благословляли и поздравляли домочадцев с Новым годом, а хозяева дарили им сладости и давали басылтæ – новогоднюю выпечку в виде фигурок животных или людей. Такие шествия продолжались до утра.
В новогоднюю ночь была и такая традиция, сохранившаяся по сегодняшний день: желательно, чтобы в новогоднюю ночь или утром первым зашёл в дом человек с «хорошей ногой», скажем так, с положительной аурой.
«Как это определялось? Например, в прошлом году кто-либо из сельчан пришел в гости к соседям и этот год у них был удачным: либо дочка выходила замуж, либо сын женился, приплод скота был хороший, обильный урожай. Это всё они связывали с «хорошей ногой» этого человека, и хотели, чтобы он опять пришел к ним в новогоднюю ночь. Обычно приглашали человека работящего, отзывчивого, доброго. Их называли фарнхæсджытæ (фарн – благополучие, благодать)», – пояснил наш собеседник.
В новогоднюю ночь домочадцы посещали загон для домашнего скота, амбар и т.д., где произносили молитвы, а над входной дверью прикрепляли колючки, чтобы темные силы не смогли пройти в помещение. Это было в рамках домашнего торжества.

Æртхурон

Самая важная выпечка в Новый год – большой ритуальный пирог, известный под названием Æртхурон. Его пекли в ту же ночь. Æртхурон выпекали с расчетом на всех членов семьи. В начинку пирога клали монету, хлебные зерна, фасоль, кусочек ткани, сыр, жир и т. д.

В зависимости от того, кому, что достанется при дележке пирога, тем они будут богаты в наступившем году. Монета означала удачу, деньги; кусочек ткани – обновку; хлебные зерна – богатый урожай и т. д.
Утром вся семья собиралась за праздничным столом, где главным объектом был этот ритуальный пирог. Глава семьи произносил молитву и делил его на равные части по числу членов семьи. Традиция выпекать пирог Æртхурон сохранилась и по настоящее время.
Этнограф добавил, что раньше очаг (астау арт) находился в центре комнаты. В этот день выбирали самые хорошие бревна (ногазыкъодах), разжигали их и на них готовили всю новогоднюю пищу. На утро оставшуюся золу выносили и рассыпали в огороде, чтобы весь урожай был богатый. Считалось, что зола от огня, горевшего в новогоднюю ночь, приносит благополучие. Иногда эту золу даже смешивали с жиром и использовали как мазь, делали из нее настойки на воде (Фæныкк дон) и мыли ею волосы и даже одежду. «Но более всего прихода Нового года ждали девушки, ведь ночь, следующая за новогодней, считалась магической – фыссæнæхсæв. В эту ночь девушки занимались гаданием. Пекли соленые маленькие пироги (гуылта), и девушка должна была съесть один, а остальные два положить под подушку и тот, кто принесет во сне ей воду, тот и был ее суженый», – отметил Р. Кулумбегов.

Диана КАБАНОВА