Не стало Юрия Темирканова

На 85-м году жизни умер легендарный российский дирижер Юрий Темирканов. Свой последний концерт на сцене Большого зала Петербургской филармонии, художественным руководителем которой он пробыл 35 лет, Юрий Хатуевич дал 12 января 2020 года, еще до того, как мир охватила эпидемия ковида. Объявленные в апреле и мае концерты были уже отменены, а в январе 2022 года маэстро официально ушел с поста главного дирижера старейшего симфонического оркестра нашей страны — заслуженного коллектива России.
Со времени последнего выхода за пульт Темирканов практически не появлялся на публике, не давал интервью, фактически уйдя в затвор.
24 декабря в рамках инициированного Темиркановым фестиваля «Площадь искусств» в Большом зале планировалось торжественно отметить 85-летие худрука большим гала-концертом с участием давнишних друзей Юрия Хатуевича. Не случилось. Эпоха Темирканова завершена.
В своих интервью Темирканов неоднократно говорил, как впервые в тринадцатилетнем возрасте увидел Большой зал Ленинградской филармонии, испытав настоящее потрясение. Талантливого мальчика из провинциального Нальчика привезли в знаменитую десятилетку, школу при консерватории, где он моментально выдвинулся в число лидеров. Трудное послевоенное детство, безотцовщина (возглавлявшего Управление по делам искусств Кабардино-Балкарии Хату Сагитовича Темирканова расстреляли немецкие захватчики за участие в партизанском движении) сменилось полной надежд юностью. С отличием закончив оперно-симфоническое дирижирование в классе легендарного Ильи Мусина, в 1966 году Темирканов становится победителем Второго Всесоюзного конкурса дирижеров, и дальше его карьера идет вверх по нарастающей.
Дирижер Ленинградского Малого оперного, ассистент Мариинского, художественный руководитель Академического симфонического (второго оркестра филармонии), главный дирижер Кировского театра, наконец, главный дирижер и художественный руководитель Петербургской филармонии, победивший в честном голосовании. Кроме феноменальной мануальной техники, сразу отмеченной рецензентами («Рука, высекающая музыку» — гласил заголовок статьи в газете «Вечерний Ленинград» за 1 февраля 1969 года), Темирканов всегда обладал огромным внешним и внутренним обаянием, неизменно притягивавшим к нему людей.
В МАЛЕГОТе он впервые ставит «Порги и Бесс» Гершвина, попутно объясняя чиновникам, что это опера об «угнетении чернокожего населения в империалистической Америке». Самолично режиссирует оперы боготворимого Чайковского — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в его постановке идут в Мариинском театре по сей день.
Так уж совпало, что годы филармонического правления Юрия Темирканова совпали с периодом открытости миру. Юрий Хатуевич поддерживал контакты действительно со всем миром, еще при «железном занавесе» с невероятным успехом выступая на разных континентах, а уж когда занавес пал, количество гастролей увеличилось многократно. Лауреат всевозможных премий и наград, обладатель почетных титулов, Темирканов был искренне обожаем музыкантами и слушателями.
Его внимательность к солистам, умение услышать пианиста, скрипача или вокалиста была поразительной. Каждый, кто выходил на сцену с Юрием Хатуевичем, вспоминает это как совершенно незабываемый опыт.
Специально для молодых музыкантов Темирканов основал свой фонд, оказывающий помощь юным талантам.
Мастер ушел, подарив надежду, что искусство музыки обязательно поможет нам на нелегком пути.

Подготовила С. Габараева по материалам информагентств