Мурат Плиев: молодой джазмен и композитор, открывающий новые горизонты этно-джаза

Мурат Плиев – молодой и талантливый джазмен, который успел завоевать внимание слушателей своей уникальной музыкой. Вдохновленный традициями джаза и этническими мелодиями, он создает композиции, которые не только радуют слух, но и погружают в атмосферу многообразия культур. Для него характерно стремление объединять традиционные элементы с современными музыкальными течениями, создавая неповторимый стиль.
В интервью газете «Южная Осетия» он рассказал о своем пути к джазу и главных составляющих творческого успеха.

– Мурат, как Вы пришли в джаз?

– Я решил связать жизнь с музыкой, вдохновившись творчеством своего дяди – профессионального музыканта и композитора. Он пытался создать джазовую группу в 90-х, но это был сложный период для нашей республики, в итоге коллектив распался. Дядя рассказывал, как он выезжал на концерты во Владикавказ, и после его историй мне захотелось впустить музыку в свою жизнь. Окончил питерскую консерваторию по классу аккордеона и стал открывать для себя новые грани музыкального искусства. Сейчас моя главная цель – развиваться в направлении джаза. Завершив учебу в 2019 году, приехал в Цхинвал, где познакомился с музыкантами – джазовыми исполнителями Валерием Кабуловым и Кола Дзигоевым. Они и предопределили в некотором смысле мою дальнейшую творческую судьбу. Послушав мою игру, решили, что смогу развиваться в направлении джаза и предложили мне место в группе.

– Как Вам удалось найти свой стиль?

– Когда начал изучать джаз, много копировал известных исполнителей. Первое время скачивал авторские треки и каверы на джазовые песни, перенимал технику и слушал их стиль. Самыми любимыми для меня были Кит Джаррет, американский пианист из поколения 80-х, который играл традиционный джаз. Мне нравилась его чистота исполнения и импровизации. Он начинал как классический пианист и даже давал концерты классической музыки, но со временем перешёл на джаз и стал известен именно в этой области.
Второй мой фаворит – Чик Кореа, тоже американский джазовый пианист, родом из Испании. Восхищаюсь тем, как он нашёл свой традиционный вариант джаза и совместил испанскую музыку с джазовой, создав очень интересные авторские композиции. Некоторые из них мы играем с группой на наших джазовых вечерах в кафе «Драма и Комедия».
Я слушал исполнителей и что-то брал для себя: у одного – одно, у другого – другое. На мой взгляд, если ты хочешь заниматься музыкой, стоишь еще у истоков исполнительского искусства, то сначала стоит изучить двух-трёх известных исполнителей. Проанализировать их игру, взять на вооружение их приёмы, поймать характер исполнения, спустя какое-то время ты обязательно найдёшь свой собственный подход и неповторимый стиль.
Это приходит ко всем по-разному: к кому-то сразу, к кому-то позже. Да, может быть, нудно копировать кого-то в точности, но это самый быстрый способ освоить джазовую музыку, нежели просто читать теорию. Нужна практика!

– Сколько времени Вы посвящаете музыке? И скажите, заниматься нужно только тогда, когда приходит вдохновение, или постоянно, независимо от настроения?

– Мне много раз хотелось отдохнуть от занятий. Нужны терпение и настойчивость, особенно в такой сложной музыке, как джаз. Я вспоминаю слова Валеры Кабулова, который в нашем джаз-бенде играет на барабанах. Он настоящий фанат своего дела, я им восхищаюсь. Каждый день он посвящает занятиям 2-3 часа и всегда говорит: «Просто нужно заниматься, даже когда нет желания». Порой этот процесс может казаться нудным, но важно перетерпеть этот период.

– Вы удивительным образом смогли совместить традиционную осетинскую музыку и джаз. Как у вас это получается?

– Это направление называется этно-джаз. Мои авторские композиции получились неплохо, но мне еще предстоит много работы. Важно искать новые стили, чтобы писать в этом направлении. Более того, нужно очень хорошо знать и скрупулезно проанализировать осетинский народный музыкальный материал, чтобы взять понравившиеся элементы и использовать их в своих авторских произведениях.
В композициях я использую классические музыкальные инструменты, такие как фортепиано, барабаны и бас-гитару. Однако в этно-джазе присутствуют и народные инструменты, что делает музыку гораздо богаче. Этно-джаз сложнее классического джаза: если для изучения теории классического джаза есть множество ресурсов, то для этно-джаза подобных учебников не существует. Это довольно молодое направление. В этно-джазе каждый музыкант должен исполнять музыку с учетом народных инструментов, совмещая народные музыкальные элементы с джазовыми стандартами.

– Почти каждую пятницу Вы играете в кафе «Драма и Комедия». Расскажите об особенностях работы в группе джазовых музыкантов, как проходят репетиции?

– В нашей группе взаимоотношения просто замечательные! Мы прекрасно понимаем друг друга. Сложности возникают только тогда, когда нужно определиться с графиком – у всех есть работа и своя жизнь. Если летом у нас было больше времени, то сейчас его стало меньше. Но мы находим пару часов для репетиций. У нас не бывает больших пауз. Даже когда нет регулярных выступлений, мы продолжаем репетировать. Без этого теряется навык.

– Как Вы подходите к импровизации во время выступлений, были моменты, когда импровизация пошла не по плану?

– Могу честно сказать, что мои импровизации всегда бывают спонтанными. У меня ни разу не было подготовленных импровизаций. Однако есть подводный камень: если слишком уходить в спонтанность, это может привести к проблемам. Я смотрел видео знаменитых музыкантов, которые использовали заученные импровизации. Это не стыдно, потому что с заученным текстом качество исполнения может быть лучше. Я бы советовал всем заниматься спонтанными импровизациями, играть здесь и сейчас, но при этом не терять ответственность перед концертом – подготовка необходима.
Самые крутые джазмены достигли такого уровня, что им не нужно много готовиться перед выступлением – они могут просто взять и сыграть то, что слышат внутренним слухом. Я считаю это высшим пилотажем исполнения джазовой музыки: когда ты слушаешь внутренний слух и передаешь свои ощущения на инструмент. Так могут позволить себе не многие. До этого уровня я сам не дошел, но иногда стараюсь в каких-то композициях ничего не подготавливать и играть по интуиции. Как получается – уже оценивает зритель.
Да, у меня были моменты, когда импровизировал неудачно, но джаз тем прекрасен, что ты можешь подправить свои ошибки. Однако если среди зрителей окажется подготовленный джазовый музыкант, он все заметит.

– Планируете ли Вы развиваться в других музыкальных направлениях?

– Джаз для меня стал основным направлением, я посвящаю этой музыке 70% своего времени. По профессии я аккордеонист и работаю в народных коллективах. Пока что не вижу значительного развития в этом направлении, но очень хотел бы привнести что-то новое и свежее. Мне кажется, что наш народный музыкальный материал немного застоялся.
Я постоянно ищу что-то новое, стремлюсь создать авторские произведения для народной хореографии. У меня есть несколько таких работ, и они уже записаны как фонограммы. Среди них – музыка к танцу «Ирон кафт», коллектив ансамбля «Симд» много раз танцевал под нее, даже выезжал с этой композицией за пределы Южной Осетии. Я взял народный стиль игры, ключевым инструментом сделал осетинскую гармонику и придумал свою мелодию в лучших традициях кавказской музыки.

– Как Вы взаимодействуете со слушателями во время игры?

– Со слушателями у меня бывают разные виды связи. Это как у актеров, когда они выходят на сцену и взаимодействуют с залом. В музыке тоже можно по-разному передавать свои чувства. Общение со слушателем через музыку может принимать различные формы: иногда ты передаешь радость, иногда грусть или восхищение и даже кокетство (смеется…).

– Какие советы Вы можете дать начинающим музыкантам?

– Музыка – очень требовательная профессия. Она требует упорства и терпения. Нужно заниматься и погружаться в неё с головой. Важно ставить перед собой цели: понимать, куда ты движешься и чего хочешь добиться. Сначала ты ставишь простую цель, например, выучить какое-то произведение, а затем переходишь к более сложным задачам. Хочу пожелать начинающим музыкантам мотивации, упорства и ясного понимания своего пути. Эти три элемента приведут к успеху!

Анна ТЕДЕЕВА