Легенды о Царциатæ

Фольклор осетин, формировавшийся в течение многих веков, многообразен. Наиболее значимое место в нем занимают мифы, представленные во всех жанрах: в легендах, эпических сказаниях, сказках, обрядовых песнях, притчах, причитаниях, пословицах и поговорках.
Наиболее развернутые представления о мировоззрении содержатся в эпических сказаниях осетин: Нартских сказаниях (Нарты Кадджытæ), Сказаниях о Дердзанта (Даредзанты таурæгътæ) и Легенды о Царциатæ (Царциаты таурæгътæ).
Царциатæ, как предшественники осетин в горной части Северной и Южной Осетии были известны ученым ещё в конце XIX столетия. Но интерес к ним и ограничивался этим упоминанием и рассказами о богатых захоронениях (могильниках) царциат. Они погибли каким-то невероятным, мистическим образом. Поэтому обо всём необычном, вызывающем удивление, осетины говорят: «Мæнæ царциаты диссæгтæ!» — «Вот чудеса царциатские», – писал исследователь Григорий Филиппович Чурсин в своем этнографическом очерке об осетинах.
В 20-х гг. прошлого столетия известный осетинский писатель Чермен Бегизов начал записывать первые фольклорные тексты о Царциатæ. После его смерти его дело продолжили потомки его фамилии – Василий и Дудар, записавшие рассказы многих сказителей. Один сюжет был записан со слов Лади Газзаты в 1925 году. Эпические сказания о царциатæ повествуют о возникновении Вселенной и о возникновении жизни на земле, об образовании Солнечной системы, о появлении человека и его борьбе за выживание, а также о появлении различных обычаев и традиций.
В Южной Осетии «Царциаты калак» — «Город царциатæ» близ с. Едыс, «Царциаты къуыпп» – «Холм царциатов» – в с. Сба, «Царциаты къуылдым» – «Пригорок царциатов» у с. Бритат, «Царциаты къæдзæх» – «Скала царциатов» у с. Стырфаз, «Царциаты уæлмæрдтæ» – «Кладбище царциатов» близ с. Ерман и др.
В Северной Осетии с царциатæ связаны поселения и могильники в сёлах Чми, Саниба, Кани, Дзивгис, Лац, Хилак, Зынцар, Унал, Архон, Закка, Галиат, в Трусовском ущелье (Джимара) и др. Как видим, география распространения памятников царциатæ весьма обширна, они располагаются исключительно в горной зоне Осетии.
Легенды о царциатæ в недалеком прошлом упоминались в многочисленных пословицах и поговорках, которые употребляются в речи до настоящего времени. Царциатæ предшествовали по утверждениям сказителей, нартам и нынешним осетинам, о чем свидетельствуют пословицы и присказки, в которых нет ни мистического, ни сказочного оттенка: «Царциатæ – цæрддзугæнæг, сæ мыггаг – æвæстаг» «Царциаты сæфт фесты» – «Исчезли (погибли), как царциатæ».
Эпопея нартов и царциатæ заканчивается сюжетами о гибели обоих народов. Основной мотив гибели нартов связан с гневом богов. По одному варианту, нарты возгордились, перестали почитать небожителей (зэдов и дуагов) и самого Всевышего. Они подняли дверные косяки, чтобы Бог не подумал, что они кланяются ему, перестали молиться. Тогда Бог сотворил ласточку и послал её к нартам узнать, за что они обиделись на него. В своем ответе нарты сказали так: «Много услуг мы Богу оказали, а он нам ни разу не показался, теперь пусть выходит, чтобы сразиться».
Подобный ответ посланнику Бога дают и царциатæ: «Мы сами себе и Бог, и всё остальное. Многих благ вы нас лишили. Нас забирали в три раза больше. И хотя бы один раз вы показались перед нами». В результате и нарты и царциатæ разгневали Бога. Он наслал на скот царциатæ болезни, в результате – они лишились скота. Но выступление царциатæ против Бога стало ещё яростнее. Тогда Бог наслал на них новое испытание: как и у нартов нивы царциатæ зеленели днем, а ночью осыпались. После этого испытания, Бог наслал на них болезни. В конце концов, Бог разверзнул землю, из которой на царциатæ вылилась горячая лава.
Но перед тем, как уничтожить нартов, Бог предложил им выбрать: «Всех истребить или оставить плохое потомство?» Нарты выбрали смерть: «Лучше всеобщая погибель, чем плохое потомство».
Царциатæм же Бог такого выбора не дал. Царциатæ сами просят Бога оставить хотя бы память о них: «Мы погибаем, но пусть имя наше останется здесь». Места обитания царциатæ заняли уаиги-великаны, которые стали врагами нартов. Но они погибли от неведомого недуга. Имя царциатæ так и сохранилось в памяти людской.

Подготовила К. Багаева по материалам Ф.М. Таказова