Интересные факты о Коста Хетагурове

· В Южной Осетии за попытку надругаться над невестой молодожен убил княжеского сына. Его арестовали, а на село наложили штраф 3000 рублей. Когда жителям села стало невмоготу, кто-то посоветовал обратиться за помощью к Коста Хетагурову. К поэту отправили двух горцев, но, так как они были бедно одеты и обуты в лапти, постеснялись войти к нему в дом. Тогда Коста сам вышел к ним и попросил не стесняться, так как он сам «хохаг лаппу» (горский парень). Поэт пообещал помочь. И действительно, начал писать жалобы. Заключенного молодожена освободили, штраф с селения сняли. Благодарные горцы предложили поэту 100 рублей, но он отказался от денег.

· Осетинского поэта хоронили во Владикавказе. Скорбная процессия тянулась от дома Мамулова на улице Вревской (ныне Армянской) до площади Свободы.

· Когда Коста жил в доме друзей Горбунцовых, он был настолько больным, что его не решались оставлять одного. Подле него всегда был кто-то из родственников. Всякий раз, когда Коста хотел выйти прогуляться или, чаще всего, к своему другу Джанаеву-Хетагурову, его сопровождали туда и обратно. Так продолжалось, пока Коста не отвезли в Лабу.

· Летом 1902 года Коста обручился с 22-летней Лелей Хурумовой. Девушка, как и сам Хетагуров, болела туберкулезом. В 1904 году болезнь подкосила Лелю, а в 1905 ее не стало. Спустя год пришла весть о том, что в селении Георгиевско-Осетинском скончался и сам Коста. Поэт пережил любимую всего на один год.

· В 1905 году вышел закон, запрещающий горцам выходить на улицы города с оружием. Несмотря на это, в день похорон великого осетинского поэта многие из них приехали верхом с саблями и кинжалами. Кто-то даже прибыл с охотничьим ружьем. Сначала полиция пыталась обезоружить нарушителей, но когда с гор стали спускаться все новые группы вооруженных людей, полицейские отступили, а у дома губернатора выставили охрану. Похороны Коста прошли без музыки и инцидентов. Однако после церемонии, возвращаясь домой, кто-то из горцев произвел несколько залпов в знак протеста.

· В 1886 году, гуляя по Александровскому проспекту, Коста увидел красавицу Анну Попову. 21 мая того же года поэт написал Поповой письмо.
«Вы, вероятно, не подозревали, что какой-то оборванец-осетин, мозоливший всем глаза на бульваре, только затем там и просиживал целыми днями, чтобы обменяться хоть одним взглядом с поработившей его незнакомкой… Я прошу, я жажду каких-нибудь минутных бесед с Вами… Я хочу, чтобы мы время от времени обменивались мыслями… Поймите, Анна Яковлевна, от этого вы и сами почти ничего не потеряете, а для меня это необходимо… Просьба, основанная на вере в симпатию душ и гармонию сердец», — сказано в письме Коста к Поповой.

· Какое-то время Коста был влюблен в Анну Попову. Все свободное время поэт проводил перед ее домом или на небольшом камне на берегу Терека, откуда были видны окна возлюбленной. Поэт часто отдыхал здесь, любовался Казбеком, Столовой горой и, как писала сама Анна, часто слагал стихи. Кузина Хетагурова рассказала Поповой, что когда вечерами та бывает у своей подруги, то Коста ждет ее и незаметно провожает домой, чтобы с девушкой ничего не случилось.

· В 1897 году, находясь в Ставрополе, Коста вступил в Общество помощи бедным. В нем, кроме поэта, принимали участие 93 человека – учителя, врачи, адвокаты. Главной целью общества была помощь малоимущим семьям. Общество не ограничилось денежной помощью нуждающимся – участники программы включили создание ряда учреждений, предназначенных для попечения о детях и больных – приютов для сирот, лечебниц, рожениц, бесплатных ночлежных домов и т.д. Кроме того, участники мечтали о бесплатной медицинской помощи для бедняков и доступном образовании.

· В Ставрополе Хетагуров принимал участие почти во всех культурных мероприятиях. В отчете о вечере памяти Петра Чайковского говорилось: «Программа концерта была очень разнообразной. На открытой сцене пуще остальных выделялся бюст Чайковского работы Коста Хетагурова. Концерт начался с выступления Коста: он привел краткие биографические сведения композитора и его деятельности как профессора в Московской консерватории. Свою речь Хетагуров закончил авторским стихотворением, посвященным памяти Чайковского», — говорится в тексте.

· Когда Коста начал работать в газете «Северный Кавказ», он посвятил много заметок разоблачению колонизаторской политики царизма на Кавказе. Он внимательно следил за всеми сообщениями различных корреспондентов, знакомился с материалами «Терских ведомостей». В своих статьях Хетагуров выносил на суд общественности грабительскую сущность существующего режима, установленного колонизаторами. Поэт с гневом писал о несчастной доле горцев, о травле на них не только властями, но и официальной печатью, о злоупотреблении и полном невнимании властей к просвещению народа.

· На похороны Коста Хетагурова съехались представители многих национальностей: грузины, русские, украинцы и т.д. Власти не ожидали подобной массовости. Похоронная процессия превратилась в грандиозную демонстрацию. Вот что об этом писала сестра поэта Ольга Хетагурова-Кайтмазова: «Коста встретили уже в Беслане. Во Владикавказ мы прибыли в 11 часов. На вокзале было столько народу, что пройти туда было трудно, вся платформа была заполнена. Хотя приготовили траурную колесницу, но Коста все время несли на руках, даже на головах. Несли студенты, офицеры, простой народ…даже простые оборванцы… Грузин Шошиев покрыл гроб богатым парчовым покрывалом… Его отпевали осетины, грузины, армяне…»

· С 1888 по 1889 годы Коста жил в Алагире. В свободное время поэт рисовал картины, а также изображения святых на стенах алагирской церкви. Часто, пока Хетагуров работал, в церковь забегали дети. Когда Коста замечал их, то всегда оставлял свою работу, спускался и вел с ними беседы.

· Коста Хетагуров родился в 1859 году в Наре, в семье Левана Хетагурова. Мать поэта умерла вскоре после его рождения. Коста воспитывала родственница, Чендзе Дзапарова.

· Отец поэта – Леван Хетагуров, был военным. Он мечтал, что сын пойдет по его стопам, однако узнав, что Коста не разделяет его идеалов, не стал давить на сына. Вот что писал об этом сам поэт: «Он (отец) очень хотел, чтобы я был военным, но я уже тогда так же принципиально смотрел на военную службу, как теперь. Узнав об этом, отец не стал мне возражать».

· Когда Коста было 26 лет, его приняли в Петербургскую академию художеств. Там он получал стипендию, которая выплачивалась администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти прекратили, а своих денег у поэта не хватало. Летом 1885 года Коста был вынужден вернуться в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

· Как у всех героев, у Коста был свой антагонист – начальник Терской области генерал Каханов. Долгое время он искал повод насолить поэту. Один раз он выслал Коста из Терской области за участие против закрытия Ольгинской женской гимназии. Второй раз Каханов подставил Коста, обвинив его в вооруженных беспорядках на осетинской свадьбе. За участие в этом инциденте генерал выслал поэта на 5 лет. Позже выяснилось, что Каханов подставил Коста: на той свадьбе был однофамилец поэта – Коста Созырыкоевич Хетагуров, а не он сам.

· В 1901 году после ссылки Коста вернулся во Владикавказ. Здесь он пытался открыть школу рисования для одаренных детей, однако ему помешала болезнь и резкое ухудшение физического состояния.

· За три года до смерти, в 1903 году Коста уже был очень болен. Больной и одинокий он провел несколько месяцев в неотапливаемой квартире. Поэт был лишен не только помощи, но и присмотра. К тому же у Коста не было денег: чтобы купить хлеб, ему приходилось брать взаймы у друзей.

· Коста был очень требовательным как к собственному творчеству, так и к поэтическим опытам своих современников. Когда вышла третья по счету книга осетинской художественной литературы, он написал гневную рецензию: «В ней (книге) нет ничего – ни техники, ни рифмы, ни идеи. Чепуха ужаснейшая! По-моему, лучше еще 100 лет не печатать ничего, чем распространять подобную дребедень…»