Это было свежее дыхание и новая волна – зритель о концерте этно-джаза

Осетинская национальная музыка впервые зазвучала в джазовой обработке. Народные песни в стиле этно-джаза стали событием в музыкальной культуре Осетии.

«Я не первый раз слушала выступление, кстати, пока еще безымянного музыкального ансамбля… Но во время их последнего концерта в госдрамтеатре у меня возникло чувство, что я присутствую при рождении нового музыкального явления Цхинвала.

Эта попытка обратиться к этнике, поворот в сторону собственных корней, собственного наследия, очень радостно отозвалась в сердце», – поделилась своими впечатлениями после концерта Алена Тедеева, директор музыкальной школы-студии «Бонварнон».

Как рассказали сами исполнители, идея синтеза джаза с осетинской музыкой у членов джаз-бэнда возникла давно, они через многочасовые репетиции упорно шли к своей цели.

«Идея пришла в прошлом году, когда нас пригласили поучаствовать на вечере осетинской песни. В процессе обсуждения оказалось, что Мурат Плиев (руководитель джаз-бенда) давно планировал заняться развитием осетинского этно-джаза», – рассказала Зарина Техова, солистка музыкальной группы. Сама же Зарина всегда хотела попробовать сделать интересные «каверы» любимых осетинских песен, которые ранее пела в хоре. «Мы посвятили этому несколько месяцев. Пришлось проштудировать много песенных сборников из домашней и городских библиотек, переслушать массу старинных, советских и современных композиций, чтобы найти те самые, в которых можно было претворить свою идею в жизнь.

Это сродни научной работе. Исследование позволяет глубже осознать и понять музыкальные коды, заложенные в культуру нашими предками», – отметила Зарина. Мурат Плиев изучил осетинскую музыку в социальном и культурном контексте. Зарина Техова постаралась раскрыть ее эмоциональную сторону, при этом им удалось сохранить замысел первых исполнителей, а великолепные музыканты превратили это все в законченные интересные и стильные произведения.

Смысл и ценность такой работы состоит не просто в сохранении и продвижении национальной музыки и песенной культуры, но еще и в рассмотрении ее под новым углом, с целью заинтересовать, расширить аудиторию слушателей, познакомить с национальной культурой через более привычное для многих стран звучание. Дать осетинской архаичной музыке современное звучание, а значит – подарить будущее.

В репертуар концертной программы вошли песни: «Цины бон», «Реуа», «Хъуыбады», «Рагæй кæй мысыдтæн», «Саулохон рæсугъд», «Мæ царды дидинæг», «Нана Иналы», «Дæ уаты рудзынг» и другие.

Алена Тедеева отметила, что «прикосновение к джазовой музыке, существующей уже как эталон в исполнении корифеев, по сути, планетарного масштаба – Холидей, Фицджеральд, Армстронг, Франклин, Э.Джеймс, Дж.Браун и многие-многие другие – ставит современного исполнителя в неравное положение. Перепеть этих великих мастеров невозможно, и формат существования в этой нише, по сути, только один – оставаться в их тени и понимать, что слушатель будет возвращаться к первоисточнику, отдавая свое предпочтение ему».

Говоря о значении такого культурного мероприятия, Алёна Тедеева подчеркнула, что «подлинное творчество – это всегда инновация, неповторимая индивидуальность, ну и плюс талант, безусловно. Все эти признаки витали тем прекрасным вечером в зале театра, создавая незабываемую атмосферу».

«Джаз всегда развивался по своим и часто непредсказуемым канонам. Коллективы, в основном американские, старались внести в музыку что-то новое, необычное. Большие оркестры и диксиленды в попытках разнообразить репертуар в 30-е годы прошлого столетия обратились к национальным мотивам, к афроамериканским, латиноамериканским (в большей степени – кубинским), иногда – восточным. Как пример – выдающаяся композиция с восточными мотивами «Караван» Дюка Эллингтона, ставшая немеркнущей классикой на все времена», – делится своими мыслями другой зритель В.С. (пожелавший не называть своего имени).

Как музыкальный стиль или отдельное направление джаза этника не прижилась. Нужны были «взрывные вещи», которые бы заставили музыкальную общественность говорить о чем-то новом с человеческим лицом.

Таким взрывом стал чернокожий американский саксофонист Джон Колтрейн, который на протяжении очень короткого времени в 60-е годы перевернул представление о традиционном джазе и внес в него смелые эксперименты с этнической музыкой. Успех был грандиозный, поддержанный музыкальными критиками, нашедших в смелости Колтрейна свежее дыхание и новую волну.

«Но о самостоятельном стиле «этно-джаз» было говорить еще рано. Долгий и мучительный путь длился до самого конца ХХ века, когда массовая мировая миграция, смешение культур и традиций привели к прочному засилью на американский музыкальный рынок новой и нетрадиционной музыки, которую уже смело можно было называть этно-джазом.

Этно-музыка является одной из сложнейших. Музыкантам необходимо сочетать национальный звукоряд и национальные мотивы с законами и инструменталом джаза, с джазовой гармонией. Образно говоря, в сознании музыканта одновременно должно находиться два понимания и две гармонии – джазовая и этническая, не имеющие ничего общего. Соединить их в единое целое по плечу только высокопрофессиональным музыкантам.

В Советском Союзе для развития этно-, фолк-джаза были все условия. Басни о том, что джаз в СССР был запрещен, являются выдумками советских джазовых эмигрантов, которые причину своего переезда в США объясняли тем, что им запрещают исполнять любимую музыку, без которой они жить не могут», – отметил В.С.

«На подмостках нашего театра состоялась презентация нашего, родного этно-джазового коллектива. Музыканты проявили недюжинную смелость и взялись за очень сложное дело. Нам была представлена программа с широким охватом музыкальных произведений с единым, логически завершенным сюжетом – национальная музыка, осетинские народные мелодии, их собственное прочтение и интерпретация», – отметил В.С.

Он тонко заметил, что музыкантам «удалось избежать вестернизации и западничества. Не говоря о деталях, которые были очевидны самим музыкантам, но сам подход к творчеству выше всяких похвал. Повторю свою же фразу – это было свежее дыхание и новая волна, переполнявшие чувства принадлежности к любимому Цхинвалу, который всегда был в творческом авангарде.

Проект Плиева Мурата (клавишные) и Теховой Зарины (вокал) вызвал самые восторженные отзывы публики. «Очень понравились интерпретации хорошо нам известных образцов национальной музыки – «Фыййауы зарæг», «Реуа», «Алай», «Нана Иналы» и др. Мы увидели новое прочтение, но одновременно бережное отношение к национальному самосознанию, к национальной культуре. Джазовые вариации на осетинскую музыкальную классику были органичны, естественны, воспринимались легко и с интересом. С большими извинениями, но явно не хватало саксофона или засурдиненной трубы, а также определиться с гранью между этно-джазом и фьюженом.

Особо хочу отметить вокалистку Зарину Техову, ее манеру исполнения и удивительно умный голос, абсолютно понимающий и прекрасно передавший исполняемый материал. Ее джазовые интонации были совершенно естественны. В первой части презентации чувствовалось волнение, но после небольшого антракта Зарина продемонстрировала прекрасное владение вокалом, свингующий, и одновременно национальный, орнамент.

Некоторые вещи были построены на контрастах (мягкий вокал и иногда жесткие клавишные), но диссонанса это не вызвало. Безусловно, у Зарины Теховой большое будущее, особенно в направлении фри-джаза.

Кабулов Валера (ударные), выдающийся профессионал своего дела, в очередной раз продемонстрировал мастерство, свой «рваный» и одновременно четкий ритм в рамках 4/4, которым всегда славился.

Ведущий музыкант коллектива Мурат Плиев сумел создать удивительно теплую, почти семейную, обстановку. В своей небольшой речи по завершении концерта определил перспективы дальнейшего развития, объективную самооценку, что, конечно, заслуживает уважения», – отметил В.С.

Джаз-бэнд представляют: Валера Кабулов (ударники), Альберт Плиев (бас-гитара), Мурат Плиев (клавишные) и Зарина Техова (вокал). В концерт этно-джаза также внесли этническое звучание приглашенные артисты: Анна Кокоева, которая играла на старинном традиционном инструменте – двенадцатиструнной арфе (дыууадæстæнон) и Алан Гаглоев, выступивший с дала-фæндыр (двух- или трехструнный щипковый инструмент).

Ольга ГАГЛОЕВА