Цыппурс

25 декабря в традиционном календаре религиозных праздников отмечается народный праздник Цыппурс

Новогодние праздники в Осетии имеют древние традиции. У осетин до календарного Нового года по старому стилю отмечается праздник Цыппурс, по времени совпадающий с католическим Рождеством, но это не христианский праздник, а более древний.

Праздник духовного очищения, который приурочен к зимнему солнцестоянию и фактически означает Рождение Солнца. Его не надо путать с торжеством Цыппурс, которое празднуется 7 января и в христианской традиции соотносится с Рождеством Христовым. Это два разных события. Декабрьский Цыппурс отмечается за семь дней до Нового года.
Осетинское название Цыппурс происходит от древнеиранского числительного «сорок». Цыппор – означает сорокадневный пост, предшествующий Новому году. С древних пор осетины знали Христа (Чырысти, Киристи), Богоматерь (Мады Майрам), некоторых святых – Илью, св. Георгия, св. Николая, св. Федора, справляли христианские посты и праздники.
Этимологически термин Цыппурс восходит к иранскому «catvarsat», что означает «четырехсторонний». Кроме того, название это говорит о древних корнях праздника. Лингвистическими изысканиями В. И. Абаев установил, что в дохристианском календаре алан празднику «цыппурс» соответствовал праздник огня – «æртхурон» (солнечный огонь). В предшествующий Цыппурс период осетины соблюдали пост протяженностью от двух-семи дней до четырех недель.
Цыппурс – это цыппарæрдыгон урс или рухс (четырехсторонний свет), который обозначается древним символом.
Осетины верят, что Солнце, олицетворяющее вечный огонь, который является символом истины и чистоты, способствует физическому и духовному очищению человека.
В этот день делали и выпекали фигурки из теста: человечиков, птиц, животных – (а назывались они – басылтæ).
В праздник Цыппурс детей приводили в святилища и молились, прося небесного покровительства, устраивали пиршества в честь новорожденных мальчиков. Те, кто постарше отправлялись к пастуху, «выпрашивали» у него козленка, закалывали его и устраивали пиршество, а шкуру козла обменивали на мед.
В некоторых местах Осетии накануне Цыппурс юноши собирали в лесу репейник, ставили его на косяки дверей, на окна, на зернохранилище, у входа в жилье и хозяйственные помещения и т. д.
После захода солнца каждый во дворе разжигал костер: бросали туда жир (для яркости), прыгали через него и т.д. Огни костра «не только означало начавшееся «разгорание» солнца, но и начало нового года. В Цыппурс радовались гостям, у которых, как говорят осетины, до сих пор была «хорошая нога».
В своей молитве за праздничным столом старший, наряду с пожеланиями обильного урожая в наступающем году, обращался к Цыппурс и как к духу-покровителю (дуаг), который помогает во всех жизненно важных вопросах.
В этот вечер с приношениями обходили хозяйственные помещения. В хлев первым заходил тот из членов семьи, который слыл самым добрым и удачливым. Он заносил с собой охапку сена и кормил поочередно каждое животное. Затем в хлев заходил старший, произносил молитву, в которой благословлял домашний скот. Двери хлева прочно закрывались (затыкались даже щели) и ставили колючки на косяке (чтобы злые силы не проникли в хлев). С той же целью обводили кинжалом вокруг дома, хлева. Снаружи ставили наполненную сеном корзину, чтобы корма всегда было в достатке.

Подготовила К.БАГАЕВА