Больше праздников, хороших и разных

В ноябре в Осетии отмечается религиозный праздник, имеющий общенациональное значение Джиуаргуыба. Это главное празднество в традиционном осетинском календаре, его справляют не только осетины христиане, но и мусульмане. Джиуаргуыба в определенном смысле имеет официальный статус – в преддверии праздника с поздравлением народу Осетии обращаются руководители РСО-Алании и РЮО. Редакция «ЮО» решила поговорить о традиционном празднике с Робертом Кулумбеговым, этнографом, кандидатом исторических наук.

– Роберт Петрович, прежде всего хотелось бы узнать о значении самого праздника. Как его отмечали в старину и какие новшества появились?
– В этом году начало праздника пришлось на 19 ноября, длится он обычно неделю и заканчивается праздничной «семидневкой» в понедельник – 27 ноября. Даты эти, как и у большинства народных религиозных праздников осетин, плавающие, т.е. каждый год праздник приходится на разные дни.
Начало Джиуаргуыба высчитывают по неделям, это тоже народная традиция. Обычно для отсчета берется Успение Богородицы, от него до Джиуаргуыба ровно 12 недель. Впрочем, сегодня поступают проще, праздничной считается последняя неделя ноября.
Праздник посвящен небесному покровителю Осетии небожителю Уастырджи. В этот день осетины, где бы они не проживали – от Магадана до Нью-Йорка – ощущают единение. Праздник отмечают не только православные, но и осетины-мусульмане. За праздничным столом собираются и представители всех национальностей, проживающих в Осетии.
Первый день праздника – это воскресенье – носит название Галæргæвдæн хуыцаубон, что можно перевести как «воскресенье, когда закалывают жертвенного быка». Сегодня эта традиция соблюдается крайне редко, куда важнее следующий за воскресеньем день – понедельник.
В ночь с понедельника на вторник – Уастырждийы æхсæв (Ночь Уастырджи). Это сакральное время известно как Лæгты æхсæв переводится – «Ночь мужчин». И действительно, на праздничном застолье присутствуют только мужчины, хотя часть ритуальной пищи готовят все же женщины, они же накрывают стол.
На протяжении всей праздничной недели в каждой семье устраивают застолье, ходят в гости друг к другу. В некоторых ущельях организовывались застолья у святилищ, посвященных Уастырджи, а в ущелье Медзыдагом Цхинвальского района у святилища разводили и костры. В последнем случае молодежь старалась, чтобы огонь от костра был более ярким, чем у соседнего селения.
– Обычно жертвенным животным был барашек или бык, а, насколько мне известно, для праздничного застолья в ночь мужчин режут козла. Нет ли тут какого-либо противоречия?
– Действительно, на первый взгляд так и кажется, ведь козел воспринимается обычно в связи с темными силами. Например, он считается жертвенным животным в народный праздник Дзинкурта или Кæйдæртæ. Правда, сейчас чаще стараются обойтись черным петухом или курицей. Но козел, по-осетински – цау, бывает желанной жертвой. Так, на праздновании в честь громовержца Уацилла также режут козла, и его шкуру вешают на специальный шест, который укрепляют у святилища. Это животное приносили в жертву и во время праздника Тутыр.
– Вы рассказали о том, что на застолье в ночь с понедельника на вторник присутствуют только мужчины. А как же с женской половиной семьи или у женщин на участие в празднике наложено табу?
– Если бы было табу! (смеется). То, что представительницы прекрасного пола не садятся на общий с мужчинами стол, не значит, что они держат всю неделю пост. Когда мужчины начинают свое официальное застолье с молитвословием, женская часть организует свое неформальное пиршество. Тем более, что все ресурсы кухни и кладовых у них. Такое застолье бывает менее заорганизованным и, конечно же, несравненно более живым и веселым.
– Считается, что Джиуаргуыба, по сути, мужской праздник, так как посвящен покровителю мужчин и воинов Уастырджи. А есть ли чисто женские праздники в традиционном календаре?
– Намного больше, чем кажется. Прежде всего, это праздничные дни, связанные с культом Мад Майрам (Богородица), когда обряды у сакрального места отправляют преимущественно женщины.
В Цейском ущелье, наряду с мужским святилищем Реком, есть и женский Реком, куда приходят исключительно представительницы прекрасного пола. В Дигории известно празднество Осталти кувд, что переводится как праздник или моление женщин. Из этого названия уже понятен состав его участников. У селения Кларс Цхинвальского района на пригорке в лесу есть Девичье святилище, к которому в определенный день приходят девушки на выданье.
Есть еще одна сакральная сущность – патрон детских болезней небожитель Аларды. В святилища его имени обычно приходят с подношениями только женщины. Здесь они просят Аларды избавить больного ребенка от болезни. Вторая часть предполагает небольшое пиршество из подношений самому небожителю.
Здесь надо понимать природную креативность женщин, которые могли даже рутину – коллективную обработку шерсти, перебирание фасоли или зерна, изготовление полотна – превратить в небольшой праздник. Умение делать из повседневности праздник остается частью женского мировоззрения и сегодня.
– Спасибо за беседу.

Марина МУЛДАРТЫ