Вези меня, вези, цхинвальское такси

Югоосетинские таксисты работают по собственным правилам. За перевозки берут недешево, при этом жалуются на недостаток пассажиров. А качество услуги часто оставляет желать лучшего.

Из-за чего подорожание?
В других странах машины для перевозок пассажиров оборудованы таксометрами. Цена поездки зависит от расстояния. В России ставки у фирм разные, обычно начинаются от 50-60 руб. Цхинвальские таксисты счетчиками не пользуются. Даже если водитель проедет 50 метров, возьмёт с пассажира немаленькую сумму. Цена по городу обычно составляет 100 руб. Однако многие извозчики увеличили стоимость поездки до 150 рублей.
Повышение отмечается и в России. Там услуги такси, как пишут местные издания, возросли максимум на 25-30%. Взлет цен оправдывают подорожанием бензина. Впрочем, не секрет – большинство югоосетинских перевозчиков заправляются газом, он намного дешевле. Налоговые отчисления тоже невелики. Для городских таксистов составляют 450 руб. в месяц, в районах и того меньше.
Ощутимо бьют по карману поездки по республике. Например, в поселок Дзау, куда всего 15-20 минут езды по асфальтированной трассе, таксисты требуют 500-700 руб. В Знаур порядка 800 руб. Внутри районов тоже «грешат» неумеренными ценами. К примеру, от райцентра Знаур до с. Калет берут 300 рублей за 7-10 минут езды. Путешествие во Владикавказ выросло в цене до 800 руб. Неизменными остаются тарифы на проезд в государственном общественном транспорте.
Водители «зеленоглазого» все чаще сетуют на снижение клиентского спроса. «В день часто набирается не больше пяти пассажиров. Порой заработанной суммы хватает только на бензин, а еще несем расходы на содержание автомобиля», – жалуется частный извозчик А. Джиоев.
Пользоваться услугами такси действительно стало меньше людей. В Южной Осетии теперь почти в каждой семье есть личный автотранспорт. Однако низкий спрос на машины с «шашечками» обусловлен прежде всего ценами, которые наши сограждане считают неоправданно высокими. Цхинвал – небольшой город, многие предпочтут пешком дойти до назначенного пункта, чем тратить деньги на дорогое такси. Его заказывают только по необходимости.

Недовольные клиенты
«Наши таксисты всегда находили причины для оправдания высоких цен. То ссылались на плохие дороги, то снегопад на Транскаме служил оправданием повышения ставок. Подорожание ГСМ – лишь повод повысить цены. Почти все таксисты заправляют машины газом, – уверен житель Цхинвала А. Тедеев. – Считаю по городу тариф в 100 рублей оптимальным. Повышение на 50 процентов – это слишком. Что ж, придется меньше пользоваться услугами перевозчиков».
По мнению И. Санакоевой, в Цхинвале зачастую цены на такси выше, чем в республиках Северного Кавказа. «Если сделать расчеты по пройденному километражу, то в Цхинвале поездки существенно дороже, чем во Владикавказе и других городах, – считает наш респондент. – Недавно от рынка до моего дома, это всего пару сотен метров, таксист взял с меня 150 рублей. Была неприятно удивлена. Если бы не тяжелые сумки, пошла бы пешком».
Умерить «аппетиты» частных перевозчиков непросто – пресловутый «свободный рынок». А государственный таксопарк давно ушел в небытие.
За провоз багажа водители взимают отдельную плату. «За перевозку одного мешка муки по городу таксист взял с меня двойную плату», – потрясена пенсионерка Г. Джиоева.
По российским законам, на которые опирается и югоосетинское законодательство, водитель легкового такси не имеет права требовать отдельную плату за провоз вещей. Заказывая машину, пассажир оплачивает пользование всем автомобилем, в том числе и его багажным отделением. Однако в Цхинвале частные извозчики сами себе законодатели, устанавливают свои правила, фактически их деятельность никем не контролируется и не регулируется.

Качество должно соответствовать стоимости
Качество сервиса – отдельная тема. Не все водители такси осуществляют должный уход за автотранспортным средством. Нередко встречаются колесящие по городу старые, разваливающиеся автомобили.
Между тем опрятность машины, чистота салона, отсутствие неприятного запаха имеют большое значение для пассажиров. Повторно садиться к неряшливому водителю пожелает не каждый.
«Срочно было нужно такси, и тут под руку подвернулась машина: старенькая, потрепанная, но рискнула сесть и потом пожалела, – возмущается И. Габараева. – Наверное, она долго стояла на солнце. Я едва не задохнулась от невыносимого запаха в салоне. Пока добирались до адреса, пропахла с ног до головы, и уже стыдно было появляться на людях. При этом водитель не постеснялся взять с меня немалые деньги. Это безобразие! Как можно допускать перевозку пассажиров в подобном транспорте?».
Вопрос следует взять на заметку Управлению по лицензированию. При выдаче разрешительной документации, думается, нужно учитывать и состояние автомашины. При высоких ценах и качество услуг должно быть соответствующим.
В городе действуют службы такси, работающие по вызову. Главным недостатком является тот факт, что диспетчеры во время заказа не называют стоимость поездки, как это принято везде. Вроде установлена фиксированная цена по городу, однако не каждый пассажир ее знает, особенно гости столицы. Водитель может намеренно завысить цифру для клиента.
Нельзя обойти стороной поведение «вокзальных» таксистов, про которых впору сочинять анекдоты. Никакого порядка, очередности и в помине нет. Разными уловками отбивают друг у друга пассажиров.
«Многие из них ведут себя нагло. На какие только ухищрения не идут, лишь бы заманить клиента. Обещают отправиться сразу, заверяя, что нужен только один пассажир, а потом просят подождать, пока еще не подберут кого-нибудь, – рассказывает многим знакомые «фокусы» таксистов Л. Цховребова. – Иногда попадаются неприятные личности. Один водитель по приезде во Владикавказ отказывался доставить пассажиров по домам. Ворчал, что не обязан этого делать. Мало того, что берет нехилые деньги, так еще капризы демонстрирует. Остались ужасные впечатления. С этим шофером больше не поеду».
Когда-то профессия таксиста считалась престижной. В службу набирали только по определённым критериям. Кроме хороших навыков вождения водитель должен легко ориентироваться в местности, быть вежливым, держать машину в чистоте. Сегодня таксистом может стать каждый, кому не лень, нередко попадаются грубые, невежественные водители.
Сфера частного извоза требует внимания. Многое нужно упорядочить, начиная от цен до качества сервиса. Это важно и для формирования позитивного имиджа Южной Осетии, особенно с учетом увеличения туристопотока. Гости республики активно пользуются услугами такси. Компетентным службам следует контролировать деятельность югоосетинских перевозчиков. Пора приводить в соответствие с цивилизованными нормами.
И. ДЖИОЕВ