На страже здоровья и благополучия населения

«Недавно купила испорченную молочную продукцию в одном из столичных супермаркетов. Указанный на товаре срок годности не истек, но, видимо, условия хранения не были соблюдены и продукт испортился. Так как это был не первый случай, обратилась в отдел качества товаров Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», – рассказывает читатель нашей газеты М. Джиоева.
Сотрудники Комитета Юго-Осетпотребнадзора среагировали незамедлительно, владельцу магазина был выписан штраф.

С такой небольшой, но часто встречающейся историей мы начали свою статью о людях, которые посвятили жизнь важной и благородной работе – борьбе с эпидемиями, заботе о здоровье и благополучии человека и защите прав потребителей.
Санитарная служба в Юж-ной Осетии появилась в 1922 году и функционировала как отдел в системе здравоохранения. В 2006 г. Центр госсанэпиднадзора преобразовали в Комитет Юго-Осетпотребнад-зора. Вот уже 19 лет ведомство возглавляет Марина Кочиева.
Комитет играет важную роль в обеспечении безопасности и здоровья населения. Его деятельность направлена на выявление и предотвращение распространения инфекционных и других заболеваний, поддержание высокого уровня гигиены и безопасности в различных сферах жизни.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕС-КАЯ ОБСТАНОВКА – СТАБИЛЬНАЯ
По словам Кочиевой, сегодня санитарно-эпидемиологическая обстановка в Южной Осетии в целом стабильная, но вместе с тем есть вопросы, которые необходимо решать для профилактики возникновения и распространения различных инфекционных болезней.
«Школы и детские сады возобновили работу после летних каникул, люди возвращаются с отдыха и т.д. Поэтому так же, как и в пре-дыдущие годы, мы прогнозируем рост заболеваемости по респираторно-вирусным инфекциям, которые передаются воздушно-капельным путем, – сказала она. – Сейчас проводим мониторинг отсутствующих по болезни (ОРВИ) воспитанников школ и дошкольных учреждений. Пока ситуация спокойная. Комитет обеспечен всем необходимым и в случае необходимости проведет соответствующие мероприятия».

ВОДУ ЛУЧШЕ КИПЯТИТЬ
Тема качества водопроводной воды не раз поднималась на страницах нашего издания. Стоит отметить, что за последние годы в город поступает чистая вода. Можно ли теперь пить воду из-под крана, в сыром виде, не опасаясь за свое здоровье, и какие родниковые источники на территории республики соответствуют санитарным нормам?
По словам главного санитарного врача, контроль за качеством и безопасностью питьевой воды, подаваемой населению республики, является одним из главных направлений в деятельности Комитета Юго-Осетпотребнадзора. Проводится отбор проб питьевой воды как централизованного водоснабжения, так и нецентрализованных источников питьевой воды.
За последние годы, подчеркнула М.Кочиева, делается немало для улучшения качества воды, подаваемой в город и прилегающие населенные пункты. Меняются изношенные водопроводные сети. Введен в строй дополнительный водовод Цхинвал-Ванат.
«Это способствовало улучшению качества воды, но доля нестандартных проб по санитарно-микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям пока остается на высоком уровне. С целью профилактики кишечных инфекций такую воду лучше кипятить. Особенно это касается маленьких детей, у которых иммунная система еще не полностью сформирована», – рекомендует Кочиева.
По результатам проведенных исследований качества воды информация доводится до РГУП «Водоканал». За выявленные нарушения требований к качеству питьевой воды вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа по ст. 6.3 ч.1 и ст. 6.5 КоАП РФ.
Комитет Юго-Осетпотребнад-зора ежеквартально проводит мониторинг качества питьевой воды из родников.
«Родники характеризуются непостоянным качеством воды. Большинство из них не оборудованы или частично оборудованы, не имеют зон санитарной охраны, не осуществляется их очистка», – обратила внимание глава Комитета.
Качество воды в родниках зависит от многих факторов: сезонность, количество осадков, гигиеническое состояние места, глубина залегания и т.п.
РГУП «Водоканал» (централизованное водоснабжение) и районным администрациям (родники и источники), отвечающим за качество воды, надо более ответственно подходить к своей работе, чтобы население употребляло качественную питьевую воду.

ПРОВЕРКИ И ПРОФИЛАКТИКА
Сотрудники Комитета проводят контрольные мероприятия по обращениям, жалобам и заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании получаемой информации проводятся и рейдовые проверки. По утвержденному графику проводятся надзорные мероприятия в объектах торговли и общественного питания, объектах ЛПУ, ДДУ и СОШ, коммунальных объектах г.Цхинвала и районов.
Сотрудники санитарной службы регулярно принимают участие в международных научно-практических конференциях. Подготовлен проект Комплексного плана мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, общих для человека и животных (зоонозов) в РЮО на 2023-2028 гг., который находится на стадии согласования с соответствующими министерствами и ведомствами.
В отношении объектов, не соблюдающих требования санитарного законодательства, принимаются меры административного воздействия в виде штрафных санкций или выносятся предупреждения.
Так, за 8 месяцев текущего года по выявленным нарушениям в области санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей вынесено 118 постановлений о наложении штрафных санкций.
«В прошлом году до 1 сентября было вынесено 84 постановления о наложении штрафных санкций, в этом году цифры выросли, – уточнила Кочиева. – Здесь надо отметить: в соответствии с законом о защите прав юридических лиц наша служба обязана за три рабочих дня предупредить индивидуальных предпринимателей о проверке. И, конечно, ни просроченных продуктов, ни каких-то других серьезных нарушений мы на объекте не застаём, владельцы успевают их убрать. В основном нарушения выявляются во время наших внеплановых мероприятий. Это рейдовые проверки, которые проводятся по нашей инициативе, требованиям генеральной прокуратуры и по обращениям жителей республики».
Кочиева призывает граждан, потенциальных потребителей быть активнее в борьбе за свои права, чтобы нерадивые предприниматели несли наказание за нарушения. Обращаться в Комитет в случае выявления каких-либо нарушений со стороны недобросовестных предпринимателей или продавцов. Совместными усилиями можно добиться положительных результатов, поскольку это касается не только нас самих, но и здоровья и безопасности наших детей и близких.
В ведомство поступает много телефонных звонков с жалобами, но в основном анонимных, но Комитет может реагировать только на письменные обращения людей.
Граждане могут обратиться в Комитет по телефону: +7-929-806-50-30 или же по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39.

О ВВЕДЕННЫХ НОВШЕСТВАХ
Комитет Юго-Осетпотребнадзора имеет возможность определять тяжелые металлы в воде. Планируется в скором времени определять их и в продуктах питания, в воздухе и в почве.
В прошлом году Комитет начал проводить новые виды лабораторных исследований клещей на наличие вирусов клещевого энцефалита, боррелеза, анаплазмоза, эрлихиоза и крымской геморрагической лихорадки.
«Большая работа в борьбе с клещами и грызунами, которые являются резервуаром различных инфекций, отводится районным администрациям и городской мэрии. Хочется, чтобы в этом направлении велась более активная работа», – рекомендует М. Кочиева.
Укреплению материально-технической базы лабораторий, по словам Кочиевой, уделяется большое внимание. В 2020 году лаборатории стали подведомственным Комитету учреждением – «Центр гигиены и эпидемиологии». «В дальнейшем хотим усовершенствовать работу Центра, – делится планами глава санитарной службы. – Пользуясь случаем, приглашаем людей с соответствующим образованием на работу в Комитет Юго-Осетпотребнадзора».

КАДРОВЫЙ ВОПРОС И ПАНДЕМИЯ
По словам М. Кочиевой, санитарная служба испытывает нехватку специалистов узкого профиля – врачей-гигиенистов и эпидемиологов. «Несколько лет назад по нашему предложению Правительством были выделены квоты в российские вузы по специальности «Медико-профилактическое дело», – отметила собеседник издания. – Мы отслеживаем их судьбу и с нетерпением ждем, когда выпускники по окончании учебы вернутся и будут работать в Комитете».
Несмотря на дефицит специалистов, добавила Кочиева, силами нынешнего состава сотрудников Комитета решаются стоящие перед службой задачи. Нехватка кадров не сказывается на результатах деятельности службы.
«С 2008 года материально-техническая база Комитета заметно улучшилась. Помимо нашего Правительства нам оказывает поддержку и Роспотребнадзор – как в плане оснащения и материально-технической базы, так и консультативной помощи. Приобретаются необходимые химические реактивы, питательные среды, тест-системы для лабораторных исследований, расходные материалы и др., а также лабораторные приборы и оборудование. Особенно важным приобретением считаю ПЦР», – рассказала Кочиева.
Известно, что в годы пандемии коронавируса большая нагрузка легла на Комитет Юго-Осетпотребнадзора. «Уже с середины февраля 2020 года нами был разработан Комплексный план по предотвращению проникновения коронавируса и ее распространения на территории нашей республики, в том числе алгоритмы взаимодействия между заинтересованными ведомствами в борьбе с инфекцией, – вспоминает Кочиева. – Было очень тяжело, сталкивались с непониманием людей, выполняли порой несвойственные для нашей службы функции, но коллектив работал слаженно, как единый организм. За это я очень благодарна нашим сотрудникам и горжусь ими. Поставленная перед нами задача была выполнена – не было ни одного случая выявления COVID-19 вне стен карантинных зон, выиграно время (около семи месяцев) с целью подготовки медицинских учреждений и работников для оказания необходимой квалифицированной медицинской помощи больным коронавирусом».

Л. КАРСАНОВА