«Мытарства» югоосетинских предпринимателей   

Предприниматели республики сталкиваются со значительными проблемами при таможенном оформлении товаров, импортируемых из РФ в РЮО и их провозе через пост ФТС «Нижний Зарамаг».

Ситуация усугубилась после введения в РФ с 1 октября вывозных пошлин на ряд товаров. Все это оборачивается существенными дополнительными расходами, потерями времени, а зачастую и части товаров. Чтобы компенсировать эти издержки югоосетинские поставщики вынуждены повышать отпускные цены, в результате в последнее время в Южной Осетии подорожали продукты питания, товары первой необходимости и т.д. Ситуация требует скорейшего решения вопроса.

По словам Альберта Валиева, руководителя Союза предпринимателей РЮО, на протяжении целого ряда лет поставщики товаров в республику сталкиваются с серьезными проблемами при их провозе через таможню. Сначала действовали одни правила, затем другие. Нередко на таможенном посту без каких-либо предварительных уведомлений предпринимателям не разрешали ввозить в Южную Осетию те или иные виды товаров. Причину запрета как правило, не объясняли. Через несколько дней таможня снова «давала добро» на провоз. Кроме того, работники таможенного поста шли на различные уловки, чтобы создавать грузоперевозчикам проблемы и взимать с них «плату».

Года три-четыре назад торговцев обязали декларировать все товары, импортируемые в нашу республику из РФ. Новшество еще больше усложнило ситуацию. По закону они имеют право самостоятельно оформлять таможенную декларацию. Однако, подавляющее большинство не может это сделать самостоятельно; нужно знать коды товаров и разные другие нюансы.

«Поэтому предприниматели вынуждены обращаться к услугам таможенных брокеров и нести дополнительные расходы денег и времени», – отмечает Валиев.

Бывали случаи, когда человек самостоятельно оформлял декларацию, или для него это делал тот или иной брокер. Но таможенники говорили, что в документе ошибка и вынуждали предпринимателя прибегать к услугам именно конкретного «правильного» брокера. При этом, как выяснялось, кому-то можно было провозить товары по старым правилам, а остальным – нет. В подобных случаях напрашиваются соответствующие выводы.

Проблемы усугубились

Ситуация усложнилась с введением с 1 октября пошлин до семи процентов на целый ряд товаров, вывозимых из РФ за пределы Евразийского экономического союза.

Таможенные брокеры повысили ставки на свои услуги, увеличилось время оформления документов. Более того, наших грузоперевозчиков стали чаще направлять на досмотровую площадку таможенного склада в с. Чми РСО-Алания. Чтобы таможенники осмотрели товар, предприниматели вынуждены нанимать рабочих для разгрузки-погрузки товара. При этом зачастую портится часть товаров, особенно скоропортящихся продуктов. Возрастают дорожные расходы. Приходится доплачивать и водителям машин за простой. Бывают случаи, что на те или иные виды товаров таможенники вообще не оформляют документы, не объясняя причин. Хотя запрета на их вывоз в РЮО нет и предприниматели готовы оплачивать пошлины.

«Чтобы компенсировать дополнительные расходы предприниматели вынуждены повышать цены на товары в РЮО», – говорит наш собеседник.

В России, откуда идет импорт, в последние годы из-за непростой экономической ситуации цены на многие виды продукции возросли.

«Вдобавок к этому и наши предприниматели вынуждены повышать цены, в итоге все это бьет по конечному потребителю – жителям Южной Осетии, чья покупательная способность снижается. Такая тенденция чревата сокращением деловой активности в республике и вытекающими отсюда последствиями», – выразил озабоченность Валиев.

Некоторые считают, что торговцы, пользуясь ситуацией, чрезмерно накручивают цены. Однако подобные обвинения необоснованны. Рынок сбыта в Южной Осетии небольшой. В то же время здесь множество независимых конкурирующих субъектов малого и среднего бизнеса, торгующих однородной продукцией.

«Посмотрите, в городе почти через каждые сто метров магазины с аналогичными товарами. И если кто-то из торговцев чрезмерно поднимет цены на товар, то покупатели начинают покупать товар у конкурентов. Это базовые законы рыночной экономики, – пояснил глава Союза предпринимателей. – Трудно представить, чтобы столько субъектов малого и среднего бизнеса, к примеру, торговцев овощами или другими продуктами питания, договорились об одновременном чрезмерном повышении цен на продукцию. Это же не монополисты. В наших условиях это практически невозможно. Поэтому подобные обвинения беспочвенны».

Таможенные брокеры

Некоторые из югоосетинских предпринимателей закупают крупные партии товара непосредственно у производителей. В таких случаях юридические службы компаний-производителей сами занимаются оформлением таможенных деклараций, уплатой пошлин т.д. После решения этих вопросов они информируют грузоперевозчика, пересылают ему копии необходимых документов, и он провозит товар из РФ в РЮО. Если продукция относится к категории облагаемых пошлиной, то расходы учитываются производителем при определении отпускной цены товара.

Однако большинство югоосетинских предпринимателей закупают небольшие партии товаров у оптовых торговцев во Владикавказе, Горячеводске и т.д. В таком случае, они, как правило, прибегают к услугам таможенных брокеров.

«Мы предоставляем брокеру полученные при покупке товара накладные и другие необходимые бумаги с наименованиями товаров, их объемами, закупочными ценами и т.д. Он оформляет декларацию и направляет ее в таможенные органы. Если таможня «дает добро» на провоз товара, то данные пересылаются на пост ФТС «Нижний Зарамаг». Брокер информирует об этом грузоперевозчика, и с копиями необходимых документов он отправляется из России в Южную Осетию», – уточнили предприниматели.

 Беседы с предпринимателями

По словам Ирины Качмазовой, (имя и фамилия изменены) предпринимателей никтоне предупредил о введении с 1 октября вывозных пошлин. 28 сентября она вывезла из Москвы партию товара. Среди импортируемой в РЮО продукции оказалась небольшая партия картофельного пюре, которое как оказалось, по новым правилам облагается пошлиной. Поэтому пришлось отзывать документы на растаможку груза и заново их оформлять с учетом уплаченной суммы пошлины. В итоге груз простоял в дороге три дня. Пришлось доплачивать водителю за простой.

«Для оформления декларации нанимаю брокера. Недавно закупила во Владикавказе партию овощей и пришлось ждать три дня, чтобы подготовили документы на провоз. За это время часть овощей и вся зелень испортилась, пришлось их выбросить», – говорит Ирина.

До введения пошлин услуги брокера на растаможку машины вместимостью полторы тонны обходились нашей собеседнице в 5-6 тысяча рублей. Сейчас нужно платить уже 9-10 тыс. руб. Таможенное оформление документов осуществлялось в течение полудня, сейчас для этого требуется два-три дня.  Чем больше в декларации указано товаров, облагаемых пошлиной, тем больше времени требуется для расчета сумм, которые нужно за них оплатить. Поэтому подорожали и услуги грузоперевозчиков. Они требуют доплаты за более длительный простой своего автотранспорта во время оформления таможенных документов на импортируемую продукцию. Если, к примеру, раньше они брали за доставку товара из Владикавказа 20 тыс. руб., то сейчас просят в два раза больше.

«Моя знакомая привезла 10 тонн различных продовольственных товаров из Кабардино-Балкарии. Расходы на услуги брокера, грузоперевозчика и уплату пошлины составили 100 тыс. руб. До 1 октября ей это обходилось в 40 тыс. руб. Если взять в пересчете на один килограмм, то раньше она платила 4 руб. за 1 кг, а сейчас 10 руб. разница как видим, ощутимая», – добавляет предприниматель. Поэтому продукты питания подорожали. К примеру, ранее оптовая цена яиц составляла в городе 5-6 руб. за штуку, а розничная 7 руб. Сейчас оптовые и розничные цены равны 11-12 руб.

«Если отменят вывозные пошлины и провоз товаров нам станет обходиться дешевле, то мы тоже снизим цены», – добавила наша собеседница.

По словам другого предпринимателя, которая также поставляет овощи и фрукты в РЮОЮО, после введения пошлин брокерские услуги на таможенное оформление документов для грузового авто вместимостью 2,5 тонны обходились ей в семь тысяч руб. Сейчас они подорожали в два и более раза. За большегрузную машину брокеру ранее платили 15 тыс. руб., а сейчас 30 тыс. руб. и более. За разгрузку машины вместимостью 2,5 тонны им нужно заплатить три с половиной тысяча рублей и столько же за последующую погрузку товара обратно в машину после его осмотра таможенниками. За разгрузку большегрузной машины грузчики берут 6 – 7 тыс. и столько же за обратную погрузку товара.

«Мы вынуждены повышать цены на продаваемые фрукты и овощи на 10 – 20 и более руб. Из-за этого сократились объемы продаж. Покупательная способность населения сократилась, замедлились и наши обороты», – объясняет предприниматель.

Предпринимателю Иналу Джиоеву (имя и фамилия изменены) уплата вывозных пошлин за импортируемую в РЮО партию профнастила обошлась в 194 тыс. руб. Вдобавок к этому машина с грузом простояла в ожидании разрешения на проезд через таможню восемь дней.

«Поэтому мне пришлось поднять цену на погонный метр профнастила с 650 до 700 рублей», – сказал Джиоев.

По словам Валерия Цховребова (имя и фамилия изменены), не все однозначно и с расчетом суммы пошлины.

«К примеру, ты провозишь продукцию, которую купил за 100 тыс. руб. и если платишь за нее семипроцентную пошлину, то это выходит семь тысяч рублей. Однако, таможенники могут сказать, что в декларации указана неверная закупочная цена, что такой товар в РФ стоит дороже, например, сто пятьдесят тысяч. И при расчете уплачиваемой суммы пошлины исходить из этой цены. Соответственно тебе придется уплачивать 10,5 тысяч рублей. Но ведь я реально купил его за сто тысяч руб. Ведь продавец мне мог сделать скидки как постоянному клиенту. Но это их не волнует», – отметил Цховребов.

Эти проблемы югоосетинские предприниматели озвучили и на прошедшей в конце минувшей недели встречи с представителем Федеральной таможенной службы в РЮО Алексеем Поповым.

В частности, владелец компании по установке пластиковых окон Сослан Гассиев отметил, что до 1 октября доставка профиля ПВХА ему обходилась 15 тыс. руб. Пару недель назад ему пришлось заплатить за это 85 тыс. руб.

«Более того, сейчас я вообще не могу провезти аналогичный груз. Декларант подал бумаги на декларацию, но через двое суток таможня ответила отказом на его провоз. При этом ничего не объясняют. Я вынужден нарезать профиль на трехметровые отрезки и провозить мелкими партиями на легковушке, чтобы обеспечить предприятие сырьем», – отметил Гассиев.

Владелец цхинвальского магазина электротоваров Мамука Зенашвили более четырех дней не может провести в Цхинвал партию товара, купленную в Горячеводске.

«Брокер подал декларацию в таможенные органы. Но они не дают разрешение на провоз моего груза. Ничего не объясняют, хотя готов заплатить и пошлину. Мне знакомый обещал помочь решить вопрос за тридцать тыс. руб. Я вынужден был выгрузить свой товар из нанятой ранее машины. Если даже мне дадут добро на провоз придется нанимать новый грузовик, платить грузчикам за погрузку товара. По моим подсчетам из-за этих проблем у меня будут дополнительные расходы на более чем семьдесят тыс. руб.», – посетовал предприниматель.

Как отметил в ходе нашей беседы Попов, он доведет до сведения руководства ФТС РФ, озвученные участниками встречи проблемы.

13 октября югоосетинские предприниматели обсудили эти вопросы и на встрече с Президентом РЮО Аланом Гаглоевым. Глава государства принимает меры для решения этой проблемы.

17 ноября в Цхинвале состоится очередное заседание югоосетино–российской межправительственной комиссии. Ранее министр финансов РЮО Дзамболат Тадтаев сообщил журналистам, что в рамках мероприятия планируется подписать соглашение о режиме торговли товарами. Документ предусматривает освобождение от вывозных таможенных пошлин товаров, завозимых из РФ в РЮО.

Ранее Парламент РЮО обратился в Государственную Думу и Совет Федерации РФ с просьбой о неприменении вывозных пошлин в отношении РЮО. Депутат Госдумы Константин Затулин заявил о необходимости неприменения пошлин в отношении Абхазии и РЮО.

16 октября на заседании комиссии таможенного тарифного регулирования, планировали рассмотреть предложение Правительства РЮО о снятии распространения на Южную Осетию постановления правительства РФ о введении вывозных таможенных пошлин». Однако заседание перенесли.

Освобождение от пошлин проблему полностью не решит

По словам Альберта Валиева, освобождение от уплаты вывозных пошлин на импортируемые из РФ товары не решит полностью проблемы югоосетинских предпринимателей. Таможенники все равно будут создавать им препятствия.

Он подчеркнул, что Россия – главный стратегический союзник и партнер РЮО. Более девяносто процентов населения республики являются гражданами РФ. Сотни наших ребят участвуют в СВО. Все, что завозится в РЮО предназначено для личного потребления жителей республики. Для такой огромной страны как Россия экономические и демографические показатели РЮО являются в пределах статистической погрешности.

«Считаем целесообразным снятие таможенных ограничений между Россией и Южной Осетией, между двумя стратегическими союзниками и партнерами. Это будет серьезным шагом к нашей дальнейшей интеграции и объединению. Этого хотят не только предприниматели, но и все жители республики. Надеемся, что власти РФ и РЮО решат этот актуальный для нашего народа вопрос», – отметил Валиев.

2 ноября члены югоосетинской политической партии «Развитие» и Союза предпринимателей РЮО обратились с просьбой об оказании содействия о снятии таможенных ограничений между Россией и Южной Осетией к чрезвычайному и полномочному послу РФ в РЮО Марату Кулахметову.

Гугули ВАЛИЕВ