Убрать невзрачные придорожные кафе и руины старых построек
Первые впечатления о нашей республике путник получает на Транскаме. Эта транспортная артерия, соединяет Южную Осетию с Россией и остальным миром. Именно через эту автомагистраль лежит путь в г. Цхинвал после прохождения Рукского тоннеля – одного из самых грандиозных путепроводов на постсоветском пространстве.
Состояние трассы в целом нормальное на всей протяженности. Следует отдать должное югоосетинским дорожникам. Регулярно проводится ремонт износившихся участков. Сейчас южная часть Транскама по качеству ненамного уступает северной.
В с. Рук гостей встречает реконструированная противолавинная галерея, выполненная в национальном стиле в виде арки с двумя возведенными башнями и надписью: «Государство Алания.
Ирыстон». Интересная задумка, которая заставляет обратить на себя внимание. Остались некоторые доработки. Чуть поодаль виднеется одиноко стоящий у подножия горы недостроенный отель с интригующим названием «Орлиное гнездо».
Судя по виду, это могло быть монументальное сооружение, которое начали возводить еще до боевых действий. С распадом советского государства работы прекратились.
С каждым годом здание разрушается. После войны никто так и не взял на себя инициативу достроить объект. Думается, с увеличивающимся потоком туристов он мог бы обрести большую популярность. В Рукском ущелье вызывают интерес исторические памятники, старые жилища, родовые средневековые башни, они видны с дороги.
Качество обслуживания начинается с внешнего вида
Завораживающие горные пейзажи по пути следования не оставляют равнодушным, но яркие эмоции местами сменяются на уныние
от неприглядного вида придорожных кафе.
Порой встречаются вполне благообразные ресторанчики, пусть и небольшие, но некоторые забегаловки язык не поворачивается назвать объектами общественного питания – это разваливающиеся лачуги, сотканные из старых досок и подручных материалов. Допускаем, что там могут предложить вкусные осетинские пироги, шашлык и другие блюда, но убогий вид строения отпугивает немало потенциальных посетителей, прежде всего
туристов и гостей республики. Для многих очень важен внешний антураж заведения, уже по нему определяется качество сервиса.
Не у всех есть большие возможности, но если берешься за дело, то надо соответствовать нормам.
– Нет у меня столько денег, чтобы построить роскошный ресторан. Сначала надо заработать, а потом потихоньку будем развиваться, – признается в беседе с нами владелец одной забегаловки.
Даст ли желаемый результат подобный примитивный подход к
бизнесу? Думается, лучше потратиться, взять денег взаймы, и открыть приличное заведение. Клиентов станет больше, соответственно возрастут доходы и вложения быстрее окупятся. И необязательно строить целый дворец.
Немного креатива, и можно за не очень большую сумму построить
уютный и привлекательный ресторанчик или кафе с интересным архитектурным решением, дизайном, маркетинговыми трюками.
Вдоль дороги располагаются другие невзрачные или полуразрушенные постройки (действующие и бывшие магазины, разные объекты).
Руководство Дзауского района призывает владельцев привести
строения в подобающий вид или убрать их, но одними уговорами не всегда удается «достучаться» до людей.
– Несколько объектов демонтировали. Работаем с хозяевами
других построек. Даем предписания, просим привести их в надлежащий вид, но не все относятся с пониманием, а воздействовать на людей сложно. У них на руках документы, подтверждающие законность оформления участков. Не
знаю, кто им выдавал земли, – говорила ранее в интервью газете «Южная Осетия» глава района Ванда Тибилова.
К проблеме должны подключиться компетентные органы. При
необходимости принять меры на законодательном уровне. Следует установить особые требования к объектам торговли и общественного питания на Транскаме.
Чистота населенных пунктов, через которые пролегает главная
магистраль – важная составляющая в создании позитивного настроения. За последние годы сделано немало для благоустройства поселка Дзау. Усилиями райадминистрации регулярно проводятся субботники. Озвучивались планы
по обустройству территории минерального источника Багиата с созданием небольшой зоны отдыха.
Поручение дал лично глава государства А. Гаглоев. Здесь часто останавливаются путники, набирают целительную воду.
Имеет смысл установить камеры видеонаблюдения и наказывать денежными штрафами недобросовестных граждан, которые выкидывают мусор на трассу и в овраг, где находится источник. Вокруг него скапливаются пластиковые бутылки и другой мелкий хлам, хотя рядом стоят контейнеры.
Районные власти также обещают ремонт старого гуфтинского моста, внесенного в реестр объектов культурного наследия РЮО.
Он вызывает интерес у туристов, на его фоне часто делают селфи.
Когда оформят въезд в Цхинвал?
Не менее важно проработать концепцию инфраструктуры северной границы Цхинвала. В одно время столичные власти объявили конкурс на лучший эскизный проект оформления въезда в город.
Были представлены разные проекты, подготовленные художниками, однако чем-то не устроили комиссию. Либо слишком дорогостоящие, либо не подходили по другим критериям. Конкретное решение так и не принято. Конкурс приостановили. Впрочем, в горадминистрации есть наработки, дело за финансированием.
При оформлении «ворот города» важна не только установка презентабельной стелы с его названием и наличие сопутствующих атрибутов. Большое значение имеет убранство территории. Да и в самом городе сразу после въезда нелицеприятную картину создают руины домов, расположенных вдоль проезжей части на улице 8-го Июня. Пора их снести или хотя бы заширмовать.
В целом не только на въезде, но и внутри республики еще многое нужно сделать для формирования благоприятного туристического имиджа нашей республики.
А.БАГАЕВ