В Южной Осетии проделана объемная работа по развитию транспортной инфраструктуры. С каждым годом преображаются городские улицы, а поездки в районы республики по ровному асфальтовому покрытию превратились в удобное путешествие.
По информации Минстроя, начиная с 2012 года в РЮО построено и отремонтировано 325 километров автомобильных дорог. И это только в рамках финансируемой Россией Инвестиционных программ содействия социально-экономическому развитию РЮО.
Накануне профессионального праздника дорожников наша газета вспоминает наиболее значимые мероприятия в сфере дорожного строительства.
ДОРОГИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Одна из первых – капитально отремонтированная трасса Цхинвал-Знаур длиной 33 км. Она сохраняется в хорошем состоянии спустя двенадцать лет эксплуатации. Это подтверждает надлежащее качество работ югоосетинской дорожной службы.
Строительство новой автодороги Цхинвал-Ленингор протяженностью более 70 километров стало самым масштабным, технически сложным и дорогостоящим проектом, на его реализацию потрачено несколько миллиардов рублей. Транспортное сообщение с удаленным от столицы районным центром долгое время было весьма проблематичным. Путь в Ленингор занимал три часа по грунтовой высокогорной дороге, в дождь автомобили вязли в непроходимой грязи, а в летний зной пропадала видимость из-за пыли. В конце 2008 г. принято решение о строительстве новой горной трассы, которая позволила в два раза сократить время поездки в Ленингор, облегчает развитие экономических и культурных связей Цхинвала с регионом, который много лет был оккупирован Грузией.
Работы проходили в довольно тяжелых географических условиях. Новый маршрут проложен через горно-лесистую местность, труднопреодолимые перевалы. Дорожники с честью справились задачей – построена добротная автомагистраль. На ряде участков, правда, асфальт «поплыл», но это особенности рельефа. Дорога местами запроектирована на оползневых участках, приняты меры для стабилизации грунта.
Со строительством прямой автодороги Гром-Цинагар улучшилась транспортная связь между столицей республики и другой частью Лениногорского района – селами Цинагарской зоны. Расстояние уменьшилось в разы, это значительно облегчило положение сельчан. Поездки в Цхинвал по «верхней» дороге протяженностью около 40 км занимали много времени. Людям не удавалось решить дела за день в городе и обратно вернуться в село. Теперь это не проблема. Длина новой дороги составляет менее 15 км.
Дорожное строительство не обошло стороной и высокогорные ущелья Дзауского района. Жители Кударгома уже несколько лет в удовольствие пользуются реконструированной 40-километровой автомагистралью Гуфта-Квайса. Она с подъемами, изгибами, но после асфальтирования доставляет меньше хлопот. Ремонтные работы заняли восемь лет, проходили с перерывами. Какое-то время процесс вовсе застопорился. Он активизировался после внесения объекта в Инвестпрограмму. Дорога полностью заасфальтирована, в наиболее опасных местах склоны покрыты металлической сеткой для предохранения проезжей части от камнепада. Обновленное шоссе дает надежду горцам на постепенное возрождение одного из важных регионов Южной Осетии, некогда являвшимся центром ее горнорудной промышленности.
Те, кто до 2016 года хоть раз ездил в приграничное село Карзман, думаю, не скоро забудет экстремальные приключения. Дороги как таковой фактически не было. Зимой населенный пункт месяцами оставался отрезанным от остальной части республики, даже вездеходам попасть туда было нелегко. Проблема решена за счет строительства дороги Синагур-Карзман. Ее протяженность составляет 10 км. В ходе работ строители сталкивались с разными трудностями. В горах часто шли дожди, ущелье окутывало туман, а в одном месте по пути прокладки маршрута дороги возникла скала, пришлось провести буровзрывные работы. Построенная дорога имеет грунтовое покрытие, но качество достойное. В с. Карзман можно легко добраться на легковушке в любое время года.
В настоящее время дорожники занимаются капитальным ремонтом трассы Ерцо-Синагур длиной 20 км. Реализация мероприятия проходит в три этапа. Руководство республики поставило задачу полностью заасфальтировать дорогу (это не предусматривалось в первоначальном проекте). На сегодня заасфальтировано около 8 км. В следующем году асфальтные работы будут завершены.
Указанные построенные и отремонтированные дороги обустроены сопутствующей инфраструктурой. Вдоль проезжей части, как и полагается, установлены бетонные ограждения, дорожные знаки, остановочные павильоны. Отреставрированы старые мостовые переходы, а где-то построены новые, возведены подпорные стены, уложены водопропускные трубы, проведены берегоукрепительные работы.
Генподрядчиком построенных по линии Инвестпрограммы автодорог выступает РГУП «ЮгОсет-СтройИнвест» («Дорэкспострой»). Эта организация за счет средств республиканского бюджета занимается содержанием трасс республиканского значения, в том числе южной части Транскама. Каждый год проводится частичный ремонт главной транспортной артерии, соединяющей республику с внешним миром. Она поддерживается в удовлетворительном состоянии. Особенное внимание уделяется трассе в зимний период. В с. Рук располагается одна из баз дорожного предприятия, где бригады работников круглосуточно несут дежурство вахтовым методом и во время оползней или снегопадов своевременно расчищают дорожное полотно.
РГУП «ЮгОсетСтройИнвест» выполнило большой объем работ и по ремонту транспортных артерий столицы республики.
БЛАГОУСТРОЙСТВО УЛИЦ
Бесчисленные ямы, огромные лужи, грязь и пыль столбом исчезли на большинстве цхинвальских магистралей. Они десятки лет оставались без капремонта. Масштабная реконструкция улично-дорож-ной сети города кардинально изменило картину. Ежегодно по Инвестпрограмме проводится ремонт определённого количества столичных дорог. С 2012 года благоустроено 95 улиц, включая переулки и тупики. Еще 9 ремонтируемых улиц будут сданы до конца текущего года.
Не всегда качество работ отвечало требованиям, наша газета много раз обращала внимание на дефекты, но в целом заасфальтированные дороги с обновленными тротуарами и газонами заметно повысили качество городской среды, дышать стало легче. Ремонт столичных улиц продолжится в последующие годы.
Капитально отремонтированы основные улицы в г. Квайсе и п. Ленингор, благоустроена одна из протяженных магистралей в райцентре Дзау.
Мосты являются неотъемлемой частью транспортной системы. К концу года в Цхинвале планируется полностью завершить строительство нового перехода через р. Большая Лиахва. Он уже открыт для проезда. Практически завершено строительство нового моста в с. Корнис Знаурского района, прежнее сооружение было повреждено паводками. ГУП «ЮгоСетСтройИнвест» также на свои средства проводит работы по укреплению опор действующего мостового перехода в городском микрорайоне «Солнечный», а ранее предприятие по поручению главы государства А. Гаглоева построило мост на опасном участке трассы около микр. «Северный», где нередко происходили ДТП. Сейчас риск аварийных ситуаций сведен к минимуму. Еще одно важное мероприятие – осуществлен ремонт основной дороги к Згудерскому кладбищу. Выполняются другие задания.
Столичные и районные коммунальные службы ежегодно проводят определенную работу по текущему ремонту городских и внутрирайонных дорог.
С ПРАЗДНИКОМ!
Хорошие дороги являются показателем уровня развития государства, одним из ключевых факторов роста экономики. Влияют на качество жизни человека, ведь мы все время куда-то ездим, ходим… Поэтому труд дорожных мастеров невозможно переоценить. Люди этой благородной профессии создают комфорт и безопасность для участников движения. Работают и в зной, и в стужу. Летом – строят дороги, а зимой расчищают от снежных заносов, зачастую подвергая свои жизни опасности.
Каждый год в третье воскресенье работники дорожного хозяйства отмечают профессиональный праздник. Газета «Южная Осетия» желает труженикам и ветеранам отрасли здоровья, успехов в нелегкой работе на благо республики!
А. БАГАЕВ