Первое заседание нового созыва Парламента Южной Осетии, избранного по результатам голосования, прошедшего 9 июня, намечено на ближайший понедельник, 24 июня текущего года. Согласно законодательству, первое заседание каждого нового созыва должен открыть старейший по возрасту депутат и вести его вплоть до избрания председателя парламента. Основная задача первого заседания – определиться путем тайного голосования с кандидатурой спикера и его заместителей.
Парламентская кампания 2024 года по части итогов голосования в партийном сегменте кое в чем напоминает выборы 2019 года. Как и тогда, в законодательный орган республики после конкурентной борьбы смогли пробиться 4 партии – «Единая Осетия», «Ныхас», Народная партия и Коммунистическая партия РЮО, между которыми распределились 17 мандатов из 34.
Нынешний избирательный сезон оказался весьма неудачным для новичков на партийном поле Южной Осетии. Часть новых партий – «За справедливость», «Ирыстоны ног фæлтæр», «Партия развития» и «Ирон» – не смогли преодолеть сито Центризбиркома. Единственным из новичков, допущенным к выборам, стала партия «Иры фарн». Своим дебютом эта политическая организация произвела неплохое впечатление на общественность республики, тем не менее, ей не удалось перешагнуть через 7-процентный барьер. Впрочем, как и двум другим партиям со стажем – «Единству народа» и «Единству».
В целом результаты прошедших выборов подтвердили некоторые ранее озвученные прогнозы, согласно которым ни одна из политических партий не сможет завоевать уверенного большинства в законодательном органе.
Получить даже простое большинство в условиях смешанной пропорционально-мажоритарной системы – задача более чем нетривиальная, особенно если учесть югоосетинские внутриполитические реалии, характеризующиеся наличием сложившихся политических групп влияния и другими факторами, определяющими предпочтения электората.
Кстати, еще одним результатом перехода на смешанную системы выборов в парламент можно считать возросшую явку избирателей. Избирательные кампании 2019-го и 2024-го годов опережают по данному показателю выборы, проходившие в рамках пропорциональной системы. Активность самовыдвиженцев, среди которых нередко встречаются неординарные яркие фигуры, безусловно, способствует повышению интереса со стороны общественности.
Кампания 2024 года в очередной раз показала, что в Южной Осетии дебаты и встречи с населением играют крайне важную роль в успехе политических сил, а также самовыдвиженцев. Как и ранее, каждое неудачное высказывание того или иного политика влекло за собой чувствительный ущерб его электоральным позициям, причем зачастую урон носил непоправимый характер. И, напротив, наиболее удачные выступления запоминались и быстро тиражировались в соцсетях и мессенджерах. Создаваемые на их основе мемы и короткие видеоролики, порой сатирического характера, сыграли важную роль в формировании имиджа партий и мажоритариев. Это одно из проявлений влияния современных технологий на политические процессы. В данном аспекте в ходе нынешних выборов получили развитие тенденции, проявившиеся еще во время кампании 2019 года.
МОЛОДЕЖЬ: СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
Еще один вывод по итогам прошедших выборов связан с нарастающей вовлеченностью молодого поколения югоосетинского общества в политические процессы. Стихийно стартовавшая смена поколений набирает силу, выражаясь в широком участии представителей молодежи в избирательных кампаниях. Не исключено, что по этой причине 8-й созыв законодательного органа РЮО может оказаться самым молодым, если исходить из среднего возраста народных избранников. Из предыдущих составов депутатского корпуса наиболее «молодым», согласно исследованием местных социологов, считался 1-й созыв, избранный 9 декабря 1990 года.
Впрочем, в те времена молодой возраст многих народных избранников сочетался с их фундаментальным образованием, широким политическим кругозором и незаурядными лидерскими качествами. Югоосетинская молодежь, воспитанная на идеалах советской эпохи, смогла сформулировать и продвинуть на качественно новый уровень общенациональную повестку, что в частности выражалось в деятельности первого созыва законодательного органа республики.
Нынешним законодателям выпало заниматься парламентской деятельностью в значительно более комфортным условиях, нежели их коллегам в 90-е годы. Тем не менее, перед 8-м созывом Парламента также стоят достаточно сложные и ответственные задачи.
О ЗАДАЧАХ НОВОГО СОЗЫВА
Депутатам нового созыва, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, прежде всего предстоит заняться укреплением позиций Южной Осетии на международной арене. В условиях текущих геополитических изменений парламентская дипломатия становится еще более эффективным ресурсом для продвижения интересов государства. Соответствующая база для наращивания активности в указанном направлении уже создана предыдущими составами законодателей. В частности, успешно функционирует межпарламентская комиссия с Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Парламент Южной Осетии в качестве наблюдателя регулярно принимает участие в работе Парламентского Собрания Союзного государства России и Беларуси. Подписаны соглашения с Госдумой и Парламентом РСО-А, их предметной реализацией должны заняться депутаты нынешнего созыва, дабы сделать значимые шаги в направлении дальнейшего сближения России и Южной Осетии, а также углубить интеграцию между Севером и Югом Осетии.
С российской стороны выражена готовность выстраивать продуктивный диалог с югоосетинскими законодателями. В частности, как отметила первый заместитель председателя думского комитета по просвещению Яна Лантратова, осенью прошлого года парламенты двух стран подписали соглашение, в рамках которого была создана комиссия по межпарламентскому сотрудничеству. Намеченные планы совместной работы охватывает такие ключевые направления, как социально-экономическая сфера, молодежно-образовательная политика, вопросы культурного и гуманитарного сотрудничества. Комментарий аналогичного характера прозвучал и от представителей Совета Федерации ФС РФ.
В МИД РФ, высоко оценив ход волеизъявления в Южной Осетии на прошедших выборах отметили, что в Москве рассматривают успешное завершение электорального процесса как важную веху в укреплении государственности и демократических институтов Южной Осетии. «Рассчитываем, что новоизбранный парламент будет вносить весомый вклад в дальнейшее углубление двусторонних союзнических отношений. В Москве готовы к продолжению тесного сотрудничества с Цхинвалом в решении вопросов социально-экономического развития Республики и обеспечения ее надежной безопасности», – подчеркивается в заявлении российского внешнеполитического ведомства.
Отмечая важность использования потенциала межпарламентских контактов в современных условиях, следует обратить внимание на необходимость налаживания скоординированной работы депутатского корпуса с соответствующими органами исполнительной власти. Для достижения большей эффективности мероприятий в этом направлении усилия законодателей должны сочетаться с действиями дипломатов и представителей осетинских общин в разных странах.
Кроме того, особый акцент должен ставиться на расширении географии межпарламентского сотрудничества. К слову сказать, грузинские парламентарии, всерьез опасающиеся краха политики дипломатической изоляции Южной Осетии и Абхазии, все больше внимание уделяют развитию контактов с законодательными органами стран Африки, Азии и других регионов мира, стремясь навязать им свои пропагандистские установки касательно ситуации Южной Осетии и Абхазии.
Усилиям потенциального противника, не оставляющего своих реваншистских планов, конечно же, необходимо противопоставить определенные шаги, реализуемые в том числе с участием югоосетинских парламентариев.
Другой важной задачей нынешнего состава депутатского корпуса остается дальнейшее развитие законодательной базы. Причем речь должна идти как о поддержке благоприятного инвестиционного климата, так и о проработке избирательного законодательства Южной Осетии.
Кампания 2024 года в очередной раз показала наличие определенных противоречий в законодательных актах или же пунктов, допускающих двойное толкование. Рассмотрение и последующее устранение подобных моментов в формате Комиссии по совершенствованию конституционного законодательства РЮО может стать действенной мерой по укреплению внутриполитической стабильности в стране.
А. ТЕДЕЕВ