Ко дню парламентаризма Южной Осетии

Слово «парламентаризм» происходит от французского «говорить», а родиной пар­ламента считают Англию, где прообраз нынешнего законодательного органа появился в на­чале XIII века. По сути парламент – это место, где избранные народом представители обсуждают насущные проблемы общества и государст-ва. Это учреждение в разной форме, под разными названиями, но со схожей сутью известно в большинстве стран мира как одна из самых старых традиций и является противовесом абсолютной власти.

У осетин традиции народо-властия уходят в глубокую древность, в первобытно-общин­ный строй, когда наши предки собирались на Ныхас и решали насущные проблемы. Об этом красноречиво свидетельствует Нартовский эпос. Во времена Аланско­го царства, несмотря на наличие верховного правителя, наличествовала военная демокра­тия. А после вхождения Осетии в состав России, помимо Ныхасов, многие вопросы решались народными сходами, общинными судами. Во времена революционных пертурбаций в Осетии и вовсе появился совершенно уникальный орган – Юго-Осетинский Национальный совет.
В советский период, как и по всей стране, в Южной Осетии избирались Советы народ­ных депутатов. Именно этот народный орган на 14-й сессии 20-го созыва 20 сентября 1990 г. принял историческое решение о преобразовании Юго-Осе­тинской автономной области в Юго-Осетинскую Демократическую Республику – предтечу международно-признанного суверенного государства – Южная Осетия.
Парламент РЮО стал правопреемником Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области ГССР, и, согласно Конституции РЮО, характеризуется как постоянно действующий орган Южной Осетии. Эти характеристики определяют его высо­кий конституционно-правовой статус и широкий объем его полномочий, в т. ч. в деятельности по защите прав и свобод человека. Она связана, прежде всего, с реа­лизацией полномочий Парламента по принятию Конституции и законов, предусматриваю­щих права и свободы человека и юридические гарантии их защиты.
Первый состав законодателей – в то время Верховный Совет РЮО – сформированный после всенародного голосования 9 декабря 1990 года был достаточно разнообразен, активен, весьма решителен, оптими­стичен и плодовит. Его ядро составляли активисты народного движения «Адамон Ныхас», организации, взявшей путь на самоопределение, национальную состоятельность, противодействие грузинскому национализму. Большинство лидеров «ныхасовцев» вошли в состав первого созыва законодательного собрания Южной Осетии, поменяв площадную трибуну на парламентскую. «Первопро­ходцы» приняли ряд документов, являющиеся основополагающими для нашей государственности. Сейчас идут споры – была ли у нас тогда Конституция? Одни считают, что ее на тот момент не было, обосновывая это тем, что не был проведен референдум. Но, с другой стороны, Конституцию приняли как рабочий документ и ею руководствовались. Что касается лидеров, то первым Председателем ВС РЮО был избран Торез Кулумбегов, а его заместителем – Алан Чочиев. В январе 1991 г. Т. Кулумбегова похитили грузинские спецслужбы и он год на­ходился в плену. На это время ВС возглавлял Знаур Гассиев.
Уже на первой сессии ВС РЮО было принято обращение к VI съезду народных депутатов СССР, где содержалась просьба признать недействитель­ным закон Грузии об упразднении автономии Южной Осетии и признать Юго-Осетин­с-кую Автономную Республику субъектом федерации и участником подписания нового союзного договора.
19 января 1992 г. был проведен референдум о независимости и присоединении Юж­ной Осетии к России. Результаты январского референдума до сих пор явля­ются важнейшей политической составляющей при любых политических раскладах. По результатам референдума в мае 1992 г. принят Акт о независимости РЮО – важнейший политический документ современной истории республики. А 26 ноября на одной из последних сессий ВС было принято решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия.
В недрах первого состава депутатов вызрела любопытная инициатива – переиме­новать Верховный Совет в Государственный Ныхас. Предложение депутата Кромвеля Бязарти приняли с одобрением, хотя первоначальное наименование законодатель­ному органу позже возвратили.
На первый состав законодателей пришелся и первый кризис власти. Подал в отставку То­рез Кулумбегов и на его место был избран Людвиг Чибиров. Заняв пост Председателя Вер­ховного Совета, Людвиг Алексеевич впоследствии станет и первым президентом респу­блики.
В марте 1994 г. состоялись вторые выборы в Верховный Совет РЮО. В него вошли 35 депутатов из Цхинвала и всех районов республики. 4 места были зарезервированы за населением грузинских сел, но востребованы они не были. Новый состав законодателей в кор­не отличался от прежнего, и, прежде всего тем, что в числе депутатов не оказалось активи­стов «Адамон Ныхас». Ностальгирующий по ушедшему в небытие СССР электорат создал в ВС прочное коммунистическое ядро, к которому примкнули независимые депутаты, политически ориентированные на Л.Чибирова. В корне изменились мето­ды и формы работы. Если первые законодатели определялись в период вооруженной агрес­сии, и они решали вопросы спасения нации, то новый состав депутатов деятельность строил уже в период перехода от конфронтации к началу процесса урегулирования и созидания. Начался процесс активного государственного строительства.
Первым делом законодатели взялись за Конституцию, создав Конститу­ционную комиссию, а ее проект прошел всенародное обсуждение. Второй созыв принял законы о гражданстве, государственной символике и др. подзаконные акты, шла работа по переходу с парламентской формы правления на президентскую, проведены изменения в Конституции. У этой позиции были противники, считавшие, что нашему обществу исторически не подходит президентская форма правления.
10 ноября 1996 г. на выборах избран первый Президент РЮО – Людвиг Чибиров, набравший 55% голосов. Вер­ховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым Председателем избран Ко­ста Дзугаев.
Третьи по счету парламентские выборы состоялись 12 мая 1999 г. В состав Парламен­та было выбрано 29 депутатов (грузинские анклавы свою квоту опять не востребовали). 8 депутатов были от одномандатных округов Цхинвала, по три – от Цхинвальского, Дзауского, Знаурского районов, один – от Ленингорского. Казбек Челехсаты представлял всеосетинское движение «Стыр Ныхас», Сослан Тедеев – Союз молодежи, Вячеслав Гобозов и Алымбег Плиев партию «Фыдыбаста», еще семь депутатов выдвинулись во главе со Станиславом Кочиевым от Компартии. Новый председатель выбирался из представителей двух победивших на выборах партий – КП РЮО и «Фыдыбаста», С.Кочиева и В.Гобозова. По­беду праздновал первый, что, в какой-то мере, выглядело закономерно, поскольку коммуни­сты на выборах получили более 50% голосов.
С первых дней велась работа над новым текстом Конституции. После множества компромиссов 8 апреля 2001 г. принята третья, по сути, Конституция. Тот Парламент устано­вил и рекорд по числу проведенных сессий и заседаний Президиума. На время третьего созыва приходятся новые президентские выборы, на которых побеждает Эдуард Кокойты.
23 мая 2004 г. состоялись выборы в Парламент четвертого созыва. Выборы прошли по смешанной системе. Число депутатов осталось прежним – 29 человек. К началу предвы­борной гонки подошли четыре политические партии – «ветераны» парламентского движе­ния – Компартия РЮО и социалистическая партия «Фыдыбаста», а также две молодые – политическая партия «Единство» и Народная партия. Чис­ло партий вскоре было сокращено до трех – ЦИК отстранил от участия партию «Фыдыба­ста». Первенствовала партия «Единство», довольно активно начав деятельность, за год превратившись в политического тяжеловеса. Председателем Парламента стал канди­дат от «Единства» Знаур Гассиев. За отведенный период Парламент данного созыва отме­тился принятием знаковых документов, и напомним, что на период его деятельности пришлись две агрессии против Южной Осетии – в 2004 и 2008 годах. Большинство депутатов влились в отряды самообороны. Среди них были награжденные высшим военным орденом «Уацамонга». В ходе августа 2008 г. было сожжено здание Парламента, уничтожены оборудование, архивы. Некоторое время Парламент не мог нормально функционировать. Ему выделили этаж в Контроль­но-счетной палате. Пришлось изрядно потесниться, но основную плановую работу удалось завершить. И это несмотря на то, что депутатам пришлось за­ниматься несвойственными функциями – работать в комитетах по распределению гумани­тарной помощи, входить в различные комиссии по восстановлению, принимать многочис­ленные делегации. В таких условиях проводить полноценную предвыборную кампанию было затруднительно. И то, что удалось избежать серьезных издержек, уже сле­дует воспринимать как успех.
31 мая 2009 г. состоялись выборы в Парламент пя­того созыва. Новый законодательный орган избран в условиях, когда республика получила международное признание и стала суверен­ным государством.
Впервые выборы полностью прошли по пропорциональной системе. Таким образом, формирование Парламента прошло последовательно – от мажоритарной, через смешанную, к выборам по партийным спискам. Получается, что в плане парламентского строительства в Южной Осетии испробовали все, есть что сравнить, чему отдать предпочтение и на чем остановиться. У каждой выборной системы есть плюсы и минусы, и в этих условиях следует выбирать более всего подходящее для местных условий.
В Парламент пятого созыва было избрано 34 депутата. Половину из них представляла партия «Единство», 9 депутатских мест досталось Народной партии, а восемь – коммуни­стам. При распределении руководящих функций в Парламенте были отмечены некоторые особенности нового парламентаризма. В результате компромисса Председателем Парла­мента стал коммунист Станислав Кочиев, хотя партия имела в законодательном органе меньшинство. Им же достался один парламентский комитет. Партия «Единство» заняла по­сты всех трех заместителей Председателя Парламента, плюс четыре комите­та. Оставшиеся четыре комитета возглавили представители Народной партии. Внутри Пар­ламента сформировались три фракции. Поскольку они не всегда имели единое мнение по многим вопросам, принятие консолидированных решений становилось проблемным.
Несмотря на сложности, депутаты осуществили многое. Акти­визировалась межпарламентская деятельность, прежде всего с Государственной Думой. Депутаты Парламента РЮО вошли в состав различных межпарламентских объединений и активно участвовали в их работе. Принят ряд важных законов. Была дана политико-право­-вая оценка агрессии Грузии против РЮО с 2004 по 2008 годы.
Выборы в Парламент РЮО шестого созыва прошли в условиях небывалой политической активности. Впервые желание присутствовать в Парламенте выразили 15 партий, но прошли туда только четыре: «Единая Осетия» (20 де­путатских мест), «Единство народа» (6 мест), Народная партия (4 места), «Ныхас» (4 ме­ста). Впервые в Парламент не прошли коммунисты.

Не оказалось и представителей партии «Единство», которые имели большинство в предыдущем созыве. Председателем Парламен­та избран лидер политической партии «Единая Осетия» Ана-то­лий Бибилов.
Сейчас в Парламенте функционируют девять комитетов: по законодатель­ству, законности и местному самоуправлению, по внешней политике и межпарламентс-ким связям, по обороне и безопасности, по бюджету и налогам, по промышленности, строи­тельству, транспорту и связи, по экономике, малому предпринимательству и сельскому хо­зяйству, по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ, по со­циальной политике и здравоохранению, по делам молодежи, спорту и туризму. Кроме того, созданы парламентские комиссии: мандатная, счетная, по регламенту, по депутатской этике и секретариат. Таким образом, в Президиум Парламента РЮО входят 16 депутатов.
Парламент шестого созыва завершает свою работу и следует свидетельствовать, что ее парламентарии провели продуктивно и качественно. Депутаты принимают активное участие во всех государ-ственных и общественных мероприятиях. На сессии Парламента ратифицирован документ исключительной важности – Договор между РЮО и Россией о союзничестве и интеграции. Приняты законы большой зна­чимости. На большую высоту поднялось межпарламентское сотрудничество.
Нельзя не отметить важный факт – именно этому парламентс-кому созыву по­счастливилось вернуться в историческое здание, восстановленное после августа 2008 г. Намечается ряд серьезных преобразований. Прежде всего, прора­батывается вопрос функционирования депутатского корпуса на постоянной основе. Кроме того, следующие выборы в Парламент РЮО пройдут по смешанной, мажоритарно-про­порциональной системе.
Нынешний парламентский созыв характерен еще и тем, что в нем произошла смена Председателя. На место победившего на президентских выборах Анатолия Бибилова пришел его однопартиец Петр Гассиев.
За 25 лет депутатами Парламента всех шести созывов было около 200 человек. Народ­ными избранниками становились люди самые достойные, пользующиеся большим автори­тетом и снискавшие гражданскую признательность. Среди них академики, доктора и кандидаты наук, лауреаты самых различных премий. Большинство носят почетные зва­ния, являются кавалерами орденов и медалей. Почти все так или иначе причастны к защите Отечества, обретению Южной Осетией статуса независимого государства. Но прежде всего каждый депутат стремился соответствовать статусу народного избранника, честно выполнять возложенные на него высокие обязательства, повышать авторитет и зна­чимость высшего законодательного органа страны.
9 декабря считается Днем югоосетинского парламентаризма. Ему уже 28 лет. За это время удалось многого добиться. Наша республика за небольшой исторический период прошла путь от самоопределения до международного признания, и в этом весомая роль принадлежит Парламенту Республики Южная Осетия.

Батрадз ХАРЕБОВ