27 ноября 1984 года была введена в эксплуатацию Транскавказская автомагистраль
Транскавказская автомагистраль (Транскам) – это главная транспортная артерия Осетии, которая проходит сквозь Кавказский хребет через Рукский тоннель – дорога, соединяющая Северную Осетию с Южной Осетией.
Главный Кавказский хребет, протянувшийся от Черного моря до Каспийского, издавна являлся природным барьером для передвижения пешеходов и транспорта.
В течение века вопрос строительства «колесной» дороги неоднократно поднимался перед властями региона. В обсуждении активную позицию занимала Грузия, которая категорически не желала прокладки пути из-за боязни потерять Цхинвал (дорога выходила бы прямо к городу), а вместе с ним и естественную защиту в виде перевала. В 1930 году встал вопрос об объединении обеих частей Осетии и присоединении их к социалистической Грузии. Вопрос Сталина: «Как вы хотите объединить их, если между ними дороги нет?» – казалось, сдвинул дело с мертвой точки.
Строительство большой транспортной артерии, которую впоследствии назовут «дорогой жизни», было связано со множеством проблем и даже гибелью людей.
Одним из инициаторов разработки проекта был выдающийся осетинский инженер, патриот и общественный деятель Рутен Гаглоев. Он первым подал идею проложить дорогу в горах, тем самым разгрузив существующие магистрали и сделав более доступными перевозки в регионе, а заодно сократив в разы сам путь.
Гаглоев не просто выдвинул идею, но и разработал проект автодороги. По нему длина тоннеля была 5.5 км, а начинаться он должен был ниже, на участке, защищенном от схода лавин.
Рутен Гаглоев, приступая к строительству, производит первый взрыв. Этот торжественный момент означал, что мечта жителей Осетии, наконец, осуществится. Одновременно разрабатывалась проектная документация. Стоимость дороги оказалась неимоверно высокой. Возникло предложение остановить нерентабельную стройку и вложить деньги в строительство железнодорожного полотна от Алагира до Гори, то есть в Грузию. Это решение на 40 лет заморозило работы над проектом «Рокский тоннель».
В начале 70-х годов генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев внял убеждениям властей Северной Осетии в необходимости дороги через перевал «для оперативных перемещений военных частей». И, несмотря на протесты грузинской стороны: «Зачем еще одна дорога, если есть Военно-Грузин-ская?», проект был разработан. Чего только стоило первому секретарю Северо-Осетинского обкома КПСС Билару Кабалоеву убедить союзное руководство в необходимости этого стратегически важного объекта.
Билару Кабалоеву и дважды Герою Советского Союза Исса Плиеву удалось переиграть грузинское лобби, целый век сопротивлявшегося строительству дороги. Для принятия проекта даже пошли на небольшую хитрость. При стоимости объекта более 100 млн рублей (а рассчитанная стоимость была 120) проект утверждался на заседании Политбюро. Учитывая, что есть активные противники дороги, стройку разбили на две части: первая – дорога и тоннель, вторая – лавинозащитные сооружения. В таком виде проект был утвержден Председателем Правительства СССР А. Н. Косыгиным. В 1975 году, наконец, приступили к прокладке тоннеля, который строился одновременно со всей Транскавказской магистралью.
Прокладка тоннеля велась с применением буровзрывных работ. Проход начали с двух сторон навстречу друг другу. На юге работами руководил Леван Кортиев, а с Севера ему навстречу шел Александр Чельдиев.
Кортиев был одним из тех, с чьим именем неразрывно связана история строительства Транскама.
Опережая график, строители завершили проход через Главный Кавказский хребет и сошлись 4 ноября 1981 года, так образовался Рукский тоннель. Открытие временного пути для строительной техники состоялось уже на другой день. Через три года тоннель начал пропускать автомобили, а устранением недоделок занимались еще долгое время.
Сегодня в Осетии имя Рутена Гаглоева известно всем. Разработанный им проект дороги считают наиболее успешным из всех существующих. Рутен прекрасно разбирался в рельефе местности, и, обладая безошибочным техническим чутьем, умел соединить дерзость замыслов с точно выверенным математическим расчетом.
27 ноября 1984 была введена в эксплуатацию Транскавказская автомагистраль. Несмотря на продолжавшиеся работы, по ней было открыто движение автомобилей. Так завершилась эпопея строительства дороги через Главный Кавказский хребет с тоннельным пересечением. Эпопея; длившаяся больше века, история, полная драматизма.
Транскавказская автомагистраль стала для народа Южной Осетии настоящей дорогой жизни. По ней осуществлялась связь с Северной Осетией и Россией во время блокады со стороны Грузии, по этой дороге в республику пришло спасение в августе 2008 года.
Подготовила К. БАГАЕВА