Профессия не из лёгких: приставы о своей деятельности

О работе Службы судебных приставов Министерства юстиции в пресс-центре Sputnik рассказали Главный судебный пристав республики Вадим Джагаев и старший судебный пристав Василий Битиев.

В ходе пресс-конференции спикеры рассказали журналистам о невыплаченных кредитах, возмещении убытков по решению суда, а также развеяли миф о том, боятся ли судебных приставов.
Как отметил Вадим Джагаев, данная профессия не из легких. Когда две стороны не могут договориться, они обращаются в судебные инстанции, где в судебном порядке разбираются спорные вопросы.
«Бывает, что должники в добровольном порядке не собираются исполнять решение суда. В таком случае взыскатель предъявляет исполнительный документ в Службу судебных приставов. В свою очередь сотрудники ведомства возбуждают исполнительное производство, действуя в принудительном порядке», – добавил Джагаев.
Спикеры рассказали о возрастной категории сотрудников в ведомстве, которая составляет от 21 до 50 лет. По штату в Службе судебных приставов – 51 человек. Однако при создании службы работало всего 12 человек.
«Я бы отметил, что наряду с мужчинами работают и женщины. К ним попадают такие исполнительные документы как выселение – самый сложный вид исполнительных действий, где порой нужно выдворять должников из домовладений», – отметил один из приставов.
«В Службе судебных приставов имеется два подразделения: это судебные приставы – исполнители, которые непосредственно исполняют решения суда. И есть судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов», – добавил главный судебный пристав республики Вадим Джагаев.
Он объяснил, что данные сотрудники занимаются охраной зданий судов и Министерства юстиций в круглосуточном режиме. Также выезжают с судебными приставами исполнителями на исполнение, то есть это силовая поддержка. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов также занимаются принудительным приводом, если граждане не являются по вызову суда. В их обязанности входит и выдворение за пределы Республики Южная Осетия.

Непосредственно о работе судебных приставов
По словам старшего судебного пристава Василия Битиева, бояться судебных приставов – это громкое заявление. Однако в последнее время в обществе растет юридическая культура, и за счет этого служба набирает обороты, и люди считаются с Службой судебных приставов.
В ходе пресс-конференции спикеры рассказали, как возбудить исполнительное производство, и что для этого нужно. По их словам, необходимо чтобы исполнительный документ соответствовал требованиям закона. Взыскатели предъявляют исполнительный документ, судебный пристав в течении трех дней рассматривает данный документ – соответствует ли он закону или нет. Если да, то он возбуждает исполнительное производство.
Максимальный срок, который судебный пристав может дать должнику для добровольного исполнения – 5 дней. После 5 дней начинаются принудительные действия. Взыскание исполнительского сбора – это денежный штраф, который налагается на должника. После этого судебный пристав направляет запрос в регистрирующие органы: Национальный банк, Сбербанк, ищет имущество, на которое можно обратить взыскание. Далее судебный пристав может арестовать имущество, изъять его или оставить на хранение.
«Есть много ограничительных мер, в т. ч. ограничения на выезд из РЮО. При определённом характере исполнительного документа это может быть штраф, алименты. Судебный пристав может составить протокол об административном правонарушении. В одном случае суд может назначить наказание до 15 суток, а в другом от 10 до 15 суток», – сказал Битиев.
За последние полгода было составлено от 5 до 10 протоколов. За год на основании судебного акта арестовано три человека. И пять по административным штрафам. Алиментные обязательства – по ним в прошлом году изыскали в районе 4-х миллионов рублей.
«Должников искать трудно, но Службой судебных приставов с МВД республики подписано соглашение, в соответствии с которым выносится постановление о розыске должника, и направляется в МВД. В Российской Федерации в самой службе находится отдел по розыску должников, в ближайшем будущем мы тоже откроем такой отдел, чтобы наши судебные приставы сами находили должников по базе», – обозначила Вадим Джагаев.
На сегодня у Службы судебных приставов РЮО 2459 исполнительных производств за полгода. В прошлом году было 3412 производств. По словам Битиева, должники не собираются выплачивать свои долги, одни скрываются, другие выезжают за пределы республики.
«Если бы мера ограничения на выезд должников из республики работала в полную силу, было бы гораздо лучше», – отметили спикеры.
В 2012 г. постановлением правительства республики на Службу судебных приставов дополнительно возложили функции по аресту и продажи арестованного имущества. На основании данного постановления создана комиссия в службе, занимающаяся публичными ежемесячными торгами. Без объявления о торгах арестованного имущества в местных СМИ торги не могут проводиться.
«В 2020 г. наши коллеги в России перешли на правоохранительный вид службы. У нас закон «О службе в органах принудительного исполнения» готов. Скоро мы направим его в Правительство и в Парламент. Так что в этом году и мы собираемся перейти на иной вид службы – правоохранительный», – заключил главный судебный пристав.
Отметим, 30 августа Служба судебных приставов Южной Осетии отметила 20 лет со дня образования службы.

Антонина САНАКОЕВА