Минимум слов, максимум эмоций: эксперт поделился своим опытом

«Мы с вами не Львы Толстые, длинных предложений быть не должно. Они должны быть глагольные, короткие, не растекаться мыслью по древу, писать сжато и конкретно. Когда в материале преобладают такие предложения, читатель подсознательно воспринимает информацию лучше», – заметил Дмитрий Бальбуров, шеф-редактор журнала «Человек и мир. Диалог».

В гостинице «Ирыстон» в понедельник состоялась встреча эксперта с представителями СМИ, студентами ЮОГУ, журналистами, блогерами и творческой интеллигенцией, где Дмитрий Бальбуров провел мастер-класс «Язык современных СМИ».
Учредителем и издателем данного журнала является ООО «Проект Медиа Групп» – структурное подразделение Национального исследовательского института развития коммуникаций.
«Что я могу рассказать тем журналистам, у которых (практически у всех) за плечами «горячая точка»? Работа на грани жизни и смерти, где проявляются острые человеческие черты и эмоции всегда считались элитной и самой главной в журналистике», – начал выступление Дмитрий Бальбуров.
С 1990 годов, будучи репортером «Московских новостей», Бальбуров работал во многих «горячих точках» в республиках бывшего Советского Союза. Имея такой опыт за плечами, спикер поделился с присутствующими приобретенными навыками в журналистской сфере.
Описывая события чеченской войны, Дмитрий Бальбуров постепенно, наощупь, находил свой собственный стиль. Он базировался на том, что с юности шеф-редактор любил читать Хемингуэя и Ремарка, уважал Чехова и Шукшина.
«Использование словесных приемов, понятийного аппарата, ассоциативного мышления великих авторов помогало мне в написании сжатого, энергичного репортажа, в котором минимум слов, но максимум эмоций», – говорил он.
Поэтому первый совет от шеф-редактора журнала «Человек и мир. Диалог» – больше читать, и не просто для расслабления, а именно профессионально отмечать – кто какими владеет изобразительными средствами, запоминая их. Короткие, емкие и своевременно поданные фразы необходимы в работе журналиста.
Однако Дмитрий Бальбуров узнал, что оказывается, в журнале «КоммерсантЪ» то, что он посчитал своим изобретением, у них это правило. И он пришел к выводу, что практически ничего нельзя придумать оригинального самому, можно только воспроизвести какие-то лучшие образцы. А для того, чтобы воспроизвести эти лучшие образцы, нужно их просто знать, читать.
«Главный жанр в нашем журнале – очерк и эссе. По нашим убеждениям, именно эти два жанра являются высшей стадией развития журналистского ремесла, практически уже на стыке с литературой», – считает он.
Как отметил спикер, нельзя написать очерк, после которого у читателя остаются вопросы: «А зачем он это написал? К чему это было? Почему герой сделал так, а не вот так?». В идеале очерк и эссе должны отвечать на все существующие вопросы.
Спикер останавливался на конкретных примерах – как правильно писать статью. Например, не должно быть страдательного залога, только активный: не Указ был подписан Президентом, а Президент подписал Указ. Страдательный залог, как правило, утяжеляет, ухудшает восприятие читателя.
«Мы с вами не Львы Толстые, длинных предложений быть не должно. Они должны быть глагольные, короткие, не растекаться мыслью по древу, писать сжато и конкретно. Когда в материале преобладают такие предложения, читатель подсознательно воспринимает информацию лучше», – заметил Дмитрий Бальбуров.
Также, по его словам, нужно избегать излишних знаков препинания и прочих вещей. Чем чище полоса, чем больше там только букв и меньше вспомогательных знаков препинания, тем человеком текст воспринимается лучше. Готовясь к поездке, спикер ознакомился с югоосетинскими СМИ, и выделил газету «Республика». Он отметил, что статьи в ней интересные, однако в них не хватает экспрессивных выражений и энергии в текстах. В газетных и журнальных статьях, по словам Бальбурова, после того, как написан материал, нужно вдвое его сократить, выкинуть все лишние слова, и тогда материал готов.
«И сократить материал так, чтобы логически из статьи нельзя было выбросить ни предложения, ни деепричастные обороты – без потери логики. Вот тогда это будет действительно слитная, хорошая статья. Чем меньше лексических средств для передачи какой-то информации, тем заметка выигрывает – становится краше, более энергичной, читабельной», – пояснил шеф-редактор.
После полученной полезной информации все присутствующие продолжили общение уже в неофициальном формате за чашкой кофе.
Антонина САНАКОЕВА