Блогеры вместо писателей, или Как преодолеть разрыв поколений в литературе

В Южной Осетии усугубляется проблема нехватки молодых писателей, при этом причины, которые привели к подобной ситуации, больше связаны с отсутствием благоприятных условий, в том числе имеющих прямое отношение к специфической атмосфере, сложившейся в югоосетинском социуме. Как отмечает заместитель председателя Комитета информации и печати, директор информационного агентства «Рес» Мая Харебова, возглавляющая также Издательскую комиссию Комитета, вместо увеличения количества молодых авторов, обращающихся за публикацией своих работ, наблюдается обратная картина. «С большим сожалением приходится констатировать обратный процесс. За последние 5-10 лет ситуация значительно ухудшилась. В то же время эти годы подарили нам несколько серьезных, вдумчивых голосов молодых авторов. Их могло быть больше, если бы были созданы соответствующие условия в государстве, в обществе. Нельзя сказать, что ниша полностью занята, скажем так, в ней очень много свободного места для всех тех, у кого есть желание и талант», – считает Мая Харебова.
Для изменения ситуации, по ее мнению, необходимо предпринять комплексные меры, и они не должны ограничиваться лишь стимулами материального характера. «Необходима комплексная работа. В нашем обществе нет чувства свободы и нет запроса на изменение жизни к лучшему. Творец чувствует себя зажатым в тисках порой невежественного общественного или начальственного мнения. Люди боятся высказывать свободолюбивые идеи. Нет перспектив перемен, и нет интереса к вопросам дальнейшего развития. Отсутствует контакт между читателем и писателем. Литература не вскрывает нарывы общества. Поэтому, на мой взгляд, нет и большого общественного интереса к художественному слову», – полагает руководитель издатель-ской комиссии.
Впрочем, Мая Харебова считает, что шансы на позитивные изменения все же существуют, и издательская комиссия, со своей стороны, будет и впредь оказывать содействие молодым авторам. «Надеюсь, теперь ситуация будет меняться. По крайней мере, мы стараемся при формировании издательского плана давать дорогу молодым и детским писателям», – отметила она.
Интерес к данной проблематике носит далеко не праздный характер и дело не только в том, что в Южной Осетии возникла серьезная угроза разрыва поколений в национальной литературе, хотя и это также немаловажно. Один за другим уходят из жизни маститые писатели и поэты, некогда являвшиеся авангардом югоосетинской интеллигенции, предметом гордости жителей Южной Осетии или, как модно сейчас говорить, ее визитной карточкой и брендом, а достойной замены, которая смогла бы компенсировать их уход, попросту нет. Вместо нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов и публицистов, югоосетинское общество за последнее десятилетие продолжает порождать блогеров, чьи бесчисленные полчища заполонили Оснет, зачастую эксплуатируя людские пороки и существующие проблемы. Только вот заменить по своему положительному влиянию национальную художественную литературу они вряд ли смогут, хотя по объемам выдаваемого текста наиболее активные блогеры вполне могут составить конкуренцию самым плодотворным писателям, к тому же, некоторые из них демонстрируют вполне приличный литературный слог и развитое художественное воображение. Но предназначение литературы и ее социальная роль изначально носят уникальный характер, журналистика и блогерство в качестве замены обречены на провал.
«Люди никогда не перестанут читать литературные произведения, ибо именно в них мы ищем формулу, способную придать смысл нашему существованию», – сказал как-то философ и писатель Умберто Эко.
Способность осмыслить сегодняшний день общества, обозначить выстраданные самим нравственные ориентиры, создать яркие, врезающиеся в сознание образы героев нового времени – вот лишь небольшой перечень того, чем отличаются талантливые писатели и поэты. Именно благодаря актуальности своего творчества, умению воздействовать на людей силой слова Коста Хетагуров, Гæдиаты Сека, Дзесты Куыдзæг, Гафез, Нафи и десятки других представителей осетинской национальной литературы смогли оказать такое влияние на дальнейшее развитие осетин как нации. И это лишь подтверждение общепризнанной аксиомы, что художественное познание мира через чтение прозы способствует формированию ценностных ориентиров в человеке, играя таким образом воспитательную роль. А образы литературных героев, по сути являясь носителями культурно-исторической памяти народа, оказывают более эффективное и устойчивое воздействие на читателя, нежели усилия современных пиарщиков по раскрутке тех или иных политических и общественных деятелей.
Не случайно в советское время государство уделяло столь серьезное внимание поддержке писателей и поэтов, особенно молодых, стремясь сделать из них союзников в деле продвижения господствующей тогда идеологии. В той же России за последние годы, после двух десятилетий хаотичных «рыночных подходов», похоже, начинают возрождение оправдавших себя подходов в сфере культуры. В частности, в прошлом году президентом РФ Владимиром Путиным были даны поручения по активизации государственной культурной политики. В качестве одной из мер обозначена грантовая поддержка издательств, а также писателей и поэтов. Параллельно во многих регионах при поддержке федеральных ведомств начали функционировать «Школы писательского мастерства», создаются форумы молодых писателей, реализуются различные менторские программы для молодых литературов. По всей видимости, есть смысл перенести многие российские и советские наработки на югоосетинскую почву, возможно, только таким образом удастся вернуть национальную литературу из периферии общественного сознания и фактически заново сформировать сильный пласт осетинских писателей и поэтов.
Алла ГЕРГАУЛОВА