Основным уроком событий 1989 года, наиболее значимым посылом тех судьбоносных процессов для сегодняшних поколений является наглядная демонстрация силы общенародного единения. Несмотря на вопиющее неравенство ресурсов, дополняемое сочетанием ряда других негативных факторов, сплоченность и упорство в достижении поставленной цели, проявленные югоосетинским обществом, привели к созданию условий, необходимых для правового оформления государственности Южной Осетии. С учетом реалий того периода это было единственное средство спасения южной ветви осетинского народа от очередного этапа геноцида со стороны Грузии.
Попытки напугать жителей Южной Осетии, внести раскол и принудить к уступкам в вопросах, затрагивающих проблематику национального самоопределения, разбились об стену отчаянного мужества, которое овладело тогда большинством представителей югоосетинского общества.
Разумеется, одним народным порывом не удалось бы добиться таких результатов, не будь тогда на авансцене когорты политических и общественных деятелей. Проявив высокую степень политической грамотности, они смогли выработать своевременные и выверенные решения, чья обоснованность была многократно доказана за прошедшие годы. Сегодня, спустя 35 лет, стоит еще раз рассмотреть уроки тех дней и оценить их значение для современного югоосетинского общества.
Урок 1. Фактор единства и консолидации
По итогам прошедших трех с половиной десятков лет вырисовывается актуальный вывод. Ее суть в том, что единство и консолидация, проявленные в ноябре 1989 года, были реакцией югоосетинского общества на внешние угрозы. Причем, что важно отметить, речь не шла о реагировании на уровне государства и государственных институтов, поскольку их тогда в Южной Осетии не было. К созданию собственной государственности в Южной Осетии де юре приступили в сентябре 1990 года. Поэтому уместно обратить пристальное внимание на нюансы принципиального характера. Говоря о необходимости единения, мы часто забываем, что общенациональный порыв в ответ на попытку уничтожения и целенаправленная политика государства по достижению гражданского согласия вкупе с выработкой согласованной повестки дня, исходящей из интересов национальной безопасности, это не одно и то же. Речь идет о разных уровнях практического проявления данного социально-политического феномена.
Проще говоря, для того, чтобы добиться консолидации в стране в условиях мирного времени без стимулирующего фактора в виде внешней угрозы, требуется нечто более сложное, чем искренний эмоциональный порыв и массовый героизм. В аспекте государственного развития достижение подобной цели возможно лишь с опорой на создание соответствующих институциональных основ и системную деятельность всех ветвей власти.
Ответ на вопрос, почему сегодня единство также необходимо Южной Осетии, как и 35 лет назад, лежит на поверхности. Достаточно бегло ознакомиться с историей развития республики после признания ее независимости Российской Федерацией и составить список упущенных возможностей, которые можно было использовать на благо Южной Осетии, но не удалось из-за пресловутой внутриполитической специфики.
Урок 2. Стратегическое целеполагание
Другое необходимое условие в плане реализации главных уроков ноября 1989 года – переход к стратегическому планированию в вопросах укрепления государственности Южной Осетии и обеспечения устойчивости ее институтов. Для этого, в первую очередь, требуется разработка концептуальных документов и их последовательная реализация, включая обновленную Концепцию национальной безопасности.
Как показывает историческая практика и опыт других стран, решения, выработанные методом консенсуса с участием разных политических сил и оформленные в виде программных документов стратегического планирования, обязательных для исполнения, укрепляют государственность и доверие общества к политическим элитам. К тому же в нашем случае, развитие политического диалога с целью обсуждения приоритетных задач соответствует традициям осетинского народа и отвечает сегодняшним вызовам. По сути мы можем получить свой пример успешной интеграции исторических форм общественного взаимодействия с современными политическими подходами.
Важные политические события последних недель, связанные со встречами главы государства Алана Гаглоева с парламентскими фракциями и независимыми одномандатниками, а также фактическое возрождение югоосетинского отделения международного общественного движения «Иры Стыр Ныхас» – это шаги в правильном направлении.
Диалог ветвей власти – достаточно простой, действенный способ сохранения стабильности в обществе и выработки консолидированных позиций по всем ключевым вопросам повестки дня. Общие ценности и взаимное доверие служат рычагом, который позволяет добиваться нужного результата, будь то сдерживание внешней агрессии, социально-экономическая модернизация или реализация курса на оздоровление и обновление внутриполитической составляющей. Что происходит, когда используют несколько иные подходы, наглядно демонстрирует новейшая история Южной Осетии. Авторитаризм и волюнтаризм вызывают ответную реакцию в обществе, негативно отражаясь на внутриполитической ситуации.
Касательно изменений в югоосетинском отделении МОД «Иры Стыр Ныхас» следует отметить, что в его функционале изначально заложен большой потенциал, затрагивающий жизненно важные вопросы в сфере национальной культуры, молодежной политики, укрепления связей между Севером и Югом Осетии, а также с осетинскими диаспорами.
Судя по заявлениям, прозвучавшим от нового руководителя югоосетинского отделения Леонида Тибилова, в ближайшее время общественность республики станет свидетелем более активной, системной деятельности, направленной на решение вышеперечисленных задач. Несомненно, следует ожидать повышения роли данной структуры в общественно-политических процессах.
Урок 3. Информационная война
Еще один злободневный вывод, который следует из уроков прошедшего исторического этапа, заключается в том, что в Южной Осетии политические элиты и общество, грубо говоря, «расслабились» относительно противодействия внешним угрозам. Между тем, спустя треть века, Южная Осетия продолжает сталкиваться с информационными атаками, направленными на дезинформирование общественности других стран об истинных причинах трагических событий 1989-1992-х годов и 2008 года. Главные атаки на Южную Осетию касаются не только излюбленной темы «оккупации территорий». Для обоснования абсурдных обвинений грузинские политики и пропагандисты нынешней волны напрочь перевирают всю историю грузино-осетинского противостояния. Их главная задача перевести трактовку процессов из плоскости грузино-югоосетинских отношений в более выгодный для Грузии ракурс противодействия «имперской колониальной политике» Кремля. Исходя из этой базовой установки, игнорируются события конца 80-х – начала 90-х годов 20 века, не говоря уже о фактах более раннего периода.
Отмена автономного статуса Южной Осетии, поход грузинских неонацистов во главе с Звиадом Гамсахурдиа на Цхинвал 23 ноября 1989 года, истерия с призывами ограничить рождаемость нетитульных наций, вымести непокорных осетин за Рукский тоннель, тотальные этнические чистки в районах Грузии и многое другое предаются забвению в расчете, что новые поколения в Южной Осетии, России и других странах плохо осведомлены об этом. Предпринимаются усилия подвести стороны к равноответственности, либо вообще изобразить осетин и абхазов «марионетками» России, которые содействовали агрессии против «демократической» Грузии. Как показали прошедшие в Грузии парламентские выборы, югоосетинская и абхазская тематика по-прежнему остаются актуальными для грузинского социума, особенно для многочисленных националистических кругов. Продолжается пропагандистская проработка мало-мальски значимых вопросов, связанных с историей грузинской агрессии против двух республик.
В условиях продолжающейся информационной войны Южной Осетии необходимо защищать свое население от деструктивного воздействия и активизировать усилия по объективному информированию международной общественности, а также наладить планомерную работу по созданию позитивного имиджа страны. Неотъемлемой составляющей предпринимаемых мер должна стать последовательная политика исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи.
Планомерное изучение истории борьбы Южной Осетии за свою свободу в учебных заведениях всех уровней станет важным фактором в деле защиты подрастающего поколения от враждебного внешнего влияния.
Подытоживая тему уроков событий ноября 1989 года, следует еще раз подчеркнуть, что они должны быть не только сохранены в памяти народа, но и активно применяться в государственной политике, направленной на укрепление государственности, гражданского согласия и защиту национальных интересов. В таком случае исторический опыт послужит на благо формирования устойчивого будущего Южной Осетии.
К. ТЕДЕЕВ