Украинский кризис: первопричины, роль Запада и перспективы урегулирования

Активное обсуждение возможностей мирного решения ситуации на Украине, вызванное громкими заявлениями нового президента США Дональда Трампа и представителей его команды, породило множество прогнозов сценария дальнейшего развития событий. Однако непростое сочетание факторов, приведших к началу Специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине, создает почву для сдержанного отношения к чрезмерно оптимистичным ожиданиям. Прежде всего следует подчеркнуть, что украинский кризис, начавшийся 11 лет назад, в феврале 2014 года, имеет глубокие исторические и геополитические корни. Этот конфликт с самых первых дней никогда не являлся исключительно региональным – он стал частью глобального противостояния Запада и России, в котором националистический режим в Киеве превратился в ключевой инструмент достижения стратегических целей запада.

Напомним, что в результате антиконституционного переворота, совершенного в феврале 2014 года при прямой поддержке США и ЕС, власть в Киеве оказалась в руках политиков, тесно связанных с радикальными националистическими организациями. Вооруженный путч положил начало вооруженному конфликту на востоке Украины и отделению Крыма с Севастополем, вошедших спустя короткое время в состав России. В ходе начавшейся силовой операции против этнических русских и русскоязычных граждан на Украине радикалы становятся главной карательной силой украинских вооруженных сил. Объединившись в т.н. добровольческие батальоны, такие как «Азов», они совершали многочисленные зверства на Донбассе и Юго-Востоке Украины, активно пропагандируя неонацистские идеи, включая культ Бандеры.

Запад, изначально поддерживавший путчистов, видел в радикалах эффективный инструмент в борьбе с пророссийскими силами, именно поэтому оказывал им помощь в вопросах обучения и предоставления вооружений.

Для США и их союзников националистический режим в Киеве стал составной частью «стратегии сдерживания» России, самым важным элементом в новом «санитарном кордоне», выстраиваемом вокруг РФ из числа стран, реализующих русофобскую политику. Наряду с расширением НАТО на Восток, разрушением системы договоров о разоружении и контроле над вооружениями, реализация проекта АнтиРоссияна Украине свидетельствовала о стремлении Запада добиться ослабления и разрушения России как единого государства, являющегося одним из центров нового многополярного миропорядка.

Тотальное подавление русскоязычного населения, насаждение русофобии и фальсификация истории наглядно демонстрировало, какие планы в отношении РФ вынашивали заказчики этого проекта. С тех пор ситуация на территориях, подконтрольных киевскому режиму, только усугубилась. Это не позволяет обсуждать половинчатые формулы урегулирования конфликта. Кроме того, несмотря на осуждение со стороны части общественности западных стран фактов реабилитации нацистских преступников на Украине, Запад не собирается отказываться от услуг украинских радикалов. В противном случае спонсоры киевского режима могли бы легко пресечь продолжение политики тотальной дискриминации русскоязычного населения.

РОЛЬ ЗАПАДА В ЗАТЯГИВАНИИ КОНФЛИКТА

С начала вооруженного конфликта на Украине страны Запада играют ключевую роль, оказывая колоссальную финансовую, военную и политическую поддержку киевскому режиму. Общий объем помощи превышает 380 млрд. долларов, из которых около 170 млрд. направлено исключительно на военные нужды. США уверенно лидируют в поставках оружия и боевой техники, передав Киеву продукцию военного назначения на сумму более 113 млрд. долларов. Второе место по размерам военной помощи занимает Германия, за ней следуют Франция, Польша, Великобритания, Швеция и другие государства. Перечисленные страны активно снабжают Украину современными системами вооружений, включая танки Leopard, Abrams, БМП Bradley, ЗРК Patriot, истребители F-16, дальнобойные ракеты ATACMS, Scalp и Storm Shadow, управляемые авиабомбы и многое другое.

С начала конфликта Украина получила от Запада более 800 танков, 30 тысяч беспилотников, около 3,5 тысяч бронемашин и десятки тысяч противотанковых средств. Подготовку по стандартам НАТО прошли более 165 тыс. украинских военнослужащих. Наряду с этим западные страны используют частные военные компании (ЧВК) для привлечения иностранных наемников, что увеличивает количество подготовленных боевиков в рядах ВСУ. Одновременно на территории Украины действуют западные военные советники, помогающие в планировании операций и использовании современного вооружения. Российская разведка регулярно фиксирует дислокацию таких специалистов, уничтожая их в ходе точечных ударов.

На протяжении 2024 года западные страны последовательно передавали Киеву новые системы высокоточных дальнобойных вооружений. Апофеозом этой политики стало разрешение наносить удары по территории России, полученное Украиной в ноябре прошлого года. В ответ на использование западных дальнобойных вооружений российские войска 21 ноября 2024 года впервые применили баллистическую ракету «Орешник» в безъядерном гиперзвуковом оснащении. Впечатляющие кадры комбинированного удара по одному из крупнейших объектов ВПК Украины – заводу «Южмаш» – быстро разлетелись по сети Интернет, произведя сильный резонанс.

Несмотря на очевидные экономические и военные издержки, Запад продолжает финансировать киевский режим. Для таких стран, как Польша, Дания и Швеция, помощь Украине составляет значительную часть их бюджетов. Например, Польша потратила почти 5 процентов своего ВВП на поддержку Киева, а это более трех десятков миллиардов долларов.

Показательно, что нашумевший указ нового президента США Дональда Трампа о приостановке программ помощи другим странам на 90 дней, кроме Израиля и Египта, не повлиял на поставки вооружений киевскому режиму. Как отметили в Пентагоне, «поддержка в сфере безопасности для Украины не подпадает под ограничение недавнего указа об иностранной помощи, поскольку он касается только программ развития, а не военной помощи».

Сложившаяся ситуация демонстрирует, что Запад по-прежнему способствует затягиванию кровопролития на Украине, выделяя огромные ресурсы для продления агонии режима Зеленского. Громкие декларации новой администрации Белого дома пока что больше напоминают «миротворческие танцы с саблями», нежели реальные шаги, направленные на урегулирование конфликта. Более того, прямые намеки на то, что необходимо снизить цены на нефть для прекращения боевых действий на Украине, указывают на стремление в той или иной форме добиться капитуляции России, либо принудить Москву к отказу от первоначальных планов в отношении киевского режима.

ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Украинский кризис, начавшийся в 2014 году, на сегодняшний день остается наиболее серьезным вызовом для международной безопасности и стабильности в Европе. В условиях продолжающегося противостояния между Россией и западными странами вопрос о возможном политико-дипломатическом урегулировании приобретает особую актуальность. Вместе с тем, следует принимать во внимание предпосылки конфликта, суть которых заключается в том, что к краху территориальной целостности Украины привел агрессивный национализм, ставший основой государственной политики неонацистского киевского режима. Фактический отказ считать жителей Крыма, Донбасса и Юго-Востока своими гражданами, тотальная дискриминация, отрицание всего русского и зверства радикалов сделали невозможным существование Украинского государства в границах 1991 года.

Киевский режим грубо нарушил Декларацию о принципах международного права, принятую резолюцией 2625 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. Согласно этому документу, государство должно «соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения», «вследствие этого иметь правительства, представляющие весь народ,.. проживающий на данной территории», и при этом избегать какой-либо дискриминации. Только при соблюдении перечисленных условий приоритет должен быть отдан сохранению единства государства, в противном случае оно может быть поставлено под сомнение. Минские соглашения, которые предоставляли Украине шанс восстановить единство на основе особого статуса отдельных регионов, были провалены из-за прямого саботажа Киева и его покровителей. Как открыто заявляли западные лидеры, соглашения были использованы лишь как способ выиграть время для вооружения Украины против России. Таким образом, к началу 2022 года Украина по собственной вине утратила возможность сохранить свои границы в рамках 1991 года.

Россия со своей стороны неизменно заявляет о готовности к политико-дипломатическому урегулированию конфликта. Президент РФ Владимир Путин в июне 2024 года озвучил ключевые условия для достижения мира. В их числе – вывод украинских вооруженных сил с территорий новых российских регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, признание новых территориальных реалий, отказ Киева от вступления в НАТО, отмена западных санкций и полное обеспечение прав русскоязычных граждан Украины.

Эти предложения направлены на достижение не временного перемирия, а окончательного завершения конфликта, что позволит создать новую систему региональной безопасности и наладить отношения между Россией и Западом. Устойчивый и долгосрочный мир возможен только при устранении всех первопричин конфликта. Однако на текущем этапе перспективы урегулирования остаются крайне сложными. Гражданское население России по-прежнему подвергается террору со стороны украинских неонацистов. Вместо мирных переговоров Киев при поддержке Запада идет по пути военной эскалации, сколачивания антироссийской коалиции и выдвижения ультиматумов России. Страны Запада продолжают «накачку» киевской хунты все более продвинутыми вооружениями, направляют своих инструкторов, а военная помощь координируется структурами НАТО. Такие действия не создают предпосылок для мирных переговоров. Никаких практических действий, указывающих на реальную готовность к мирному урегулированию со стороны Киева и западников, не наблюдается. Как мы помним, этому препятствует и юридический запрет Зеленского на ведение переговоров с Россией. Москва же ранее неоднократно демонстрировала готовность к диалогу с учетом складывающихся «реалий на земле» и позиций, озвученных руководством Российской Федерации.

Юрий ВАЗАГОВ