/Закон Республики Южная Осетия

Закон Республики Южная Осетия

«О ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ УЧЕТА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ»

Настоящий Закон устанавливает основания реализации гражданами Республики Южная Осетия конституционного права на жилище, определяет единые правила учета, распределения и предоставления жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.
Целями жилищной политики являются:
— обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

— установление порядка ведения местными органами учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
— определение категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Южная Осетия;
— установление порядка предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Жилищное законодательство
Жилищное законодательство Республики Южная Осетия состоит из Конституции Республики Южная Осетия, настоящего Закона, действующего в Республике Южная Осетия жилищного законодательства, а также изданных в соответствии с ними нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Южная Осетия.
Статья 2. Полномочия местных органов государственной власти в сфере учета и предоставления жилья
К полномочиям местных органов государственной власти в сфере учета и предоставления жилья относятся:
1) ведение местным органом государственной власти учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в установленном настоящим Законом порядке;
2) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия;
3) предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда;
4) признание в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда непригодными для проживания;
5) технический учет жилищного фонда, возлагаемый на местные органы (бюро) технической инвентаризации;
6) иные вопросы, отнесенные к полномочиям местных органов государственной власти в области учета и предоставления жилья.
Статья 3. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд Республики Южная Осетия
1. Объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам законодательства) Республики Южная Осетия.
Жилищный фонд Республики Южная Осетия — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Республики Южная Осетия.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд на территории Республики Южная Осетия подразделяется на:
1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Республике Южная Осетия;
3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда;
2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного жилищного фонда;
3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования;
3. Жилищный фонд, расположенный на территории Республики Южная Осетия, подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.
4. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Статья 4. Назначение жилого помещения
и пользование им
1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Республики Южная Осетия.

Глава 2. УЧЕТ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
Статья 5. Основания принятия на учет граждан
в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Определенные настоящим Законом категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В случае, если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований.
2. Правом на получение жилья из государственного жилого фонда обладают граждане Республики Южная Осетия, проживающие в Республике Южная Осетия последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Статья 6. Орган, осуществляющий учет граждан,
нуждающихся в жилых помещениях
1. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют местные органы государственной власти Республики Южная Осетия.
2. Ведение учета граждан органом, указанном в части 1 настоящей статьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства.
В целях соблюдения конституционного права на жилище граждан без определенного места жительства ведение учета таких граждан осуществляется по месту обращения.
Статья 7. Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании его письменного заявления с приложением документов, указанных в статье 8 настоящего Закона.
2. Заявление гражданина регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении, которая ведется органом, осуществляющим принятие на учет, в порядке, утвержденном Правительством Республики Южная Осетия.
3. Орган, принимающий документы, выдает заявителю расписку в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения.
4. В течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии и утверждение коллегией администрации.
5. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет заявителю уведомление о принятии на учет, форма которого утверждается Правительством Республики Южная Осетия.
6. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом, осуществляющим принятие на учет.
При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов.
7. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом.
8. Данные о принятии на учет заносятся в книгу учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (далее — книга учета), форма и порядок ведения которой утверждаются Правительством Республики Южная Осетия.
В книге учета не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которого возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.
9. На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные им необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
10. Органы, осуществляющие принятие на учет, обеспечивают надлежащее хранение книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
11. Книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела хранятся пять лет после предоставления жилого помещения.
12. Органы, осуществляющие принятие на учет, каждые два года проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 8. Документы, представляемые гражданином
для принятия на учет
1. Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении представляется в местный орган государственной власти, осуществляющий учет граждан, по месту жительства.
Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
2. К заявлению гражданин прилагает:
1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении) и т.п.;
2) нотариально заверенную копию паспорта;
3) в случае отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства — адресную справку, выданную соответствующим органом регистрационного учета.
3. Гражданин, являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, представляет копию договора социального найма. В случае отсутствия договора социального найма гражданин представляет иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма (ордер и др.).
4. Гражданин, являющийся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, представляет копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности (домовая книга и др.).
5. Гражданин, имеющий в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания по перечню, утвержденному Правительством Республики Южная Осетия, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, представляет медицинскую справку.
6. Гражданин, проживающий в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, представляет решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания.
7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют справку из органов опеки и попечительства.
8. В случае подписания заявления о принятии на учет опекуном, действующим от имени недееспособного гражданина, представляется решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна.
9. При принятии органом решения о предоставлении гражданину-заявителю жилого помещения представляется справка из регистрирующих органов о сделках, совершенных гражданином и (или) членами его семьи, указанными в справке о составе семьи, с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих дню обращения с заявлением о принятии на учет.

Статья 9. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Уведомление об отказе в принятии на учет, форма которого утверждается Правительством Республики Южная Осетия, выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного решения.
2. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен содержать мотивированное обоснование с указанием причин такого отказа, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если:
1) представлены недостоверные документы для принятия на учет, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона;
2) представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) не истек срок, предусмотренный частью 1 статьи 11 настоящего Закона.
Статья 10. Снятие граждан с учета в качестве
нуждающихся в жилых помещениях
1. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления оснований, предусмотренных настоящей статьей.
2. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании решения местного органа государственной власти в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на постоянное место жительства за пределы территории Республики Южная Осетия;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Моментом приобретения жилого помещения считается дата государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;
5) предоставления им в установленном порядке органом государственной власти земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
3. В течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, орган, осуществляющий принятие на учет, готовит проект решения жилищной комиссии о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, который выносится на рассмотрение жилищной комиссии и утверждается коллегией администрации.
4. Не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения (его копия) выдается или направляется гражданину, в отношение которого принято такое решение, с обязательным указанием обстоятельства, предусмотренного настоящей статьей, и может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.
5. Если после снятия гражданина с учета по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, у гражданина вновь возникло право принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то принятие на учет производится по общим основаниям в соответствии с настоящим Законом.
Статья 11. Совершение гражданином действий и
гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые приводят к ухудшению жилищных условий
1. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не менее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
2. Если в течение пяти лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, будут совершены им намеренные действия и (или) гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые приведут к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, то новое жилое помещение должно предоставляться гражданину с учетом размера жилого помещения, находящегося у него до отчуждения или совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
Статья 12. Право нанимателя жилого помещения
по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен
занимаемого жилого помещения
Наниматель жилого помещения по договору социального найма, общая площадь которого на одного члена семьи превышает норму предоставления, с согласия проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе обратиться к наймодателю с просьбой о предоставлении ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения. Наймодатель на основании заявления нанимателя жилого помещения о замене жилого помещения обязан предоставить нанимателю по согласованию с ним другое жилое помещение в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления.
Статья 13. Признание жилых помещений
государственного жилищного фонда непригодными
для проживания
Признание жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Южная Осетия непригодными для проживания осуществляется органами государственной власти Республики Южная Осетия, ведущими государственный учет жилищного фонда Республики Южная Осетия и государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям, в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.

Глава 3. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
Статья 14. Предоставление жилого помещения
по договору социального найма
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Гражданам предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Республики Южная Осетия не предусмотрено иное.
Статья 15. Норма предоставления и учетная норма
площади жилого помещения
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. В государственном жилищном фонде Республики Южная Осетия норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 21 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
3. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4. Учетная норма на территории Республики Южная Осетия устанавливается в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.
Статья 16. Основания признания граждан
нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
3. Граждане, принятые на учет до вступления в силу настоящего Закона в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 17. Категории граждан, обладающих правом
получения жилых помещений по договорам
социального найма государственного жилищного
фонда Республики Южная Осетия
1. В соответствии с настоящим Законом жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Южная Осетия по договорам социального найма предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
2. Семьи лиц погибших, пропавших без вести, получившие инвалидность или ранения при исполнении государственных, трудовых обязанностей, а также гражданского долга по спасению человеческих жизней, по охране правопорядка, по снабжению воинов и гражданского населения жизненно необходимыми продуктами и вещами, в целях настоящего Закона обладают правом предоставления им жилого помещения из государственного жилого фонда по договору социального найма.
3. Принимаются на учет и обеспечиваются отдельными жилыми помещениями с учетом права на дополнительную жилую площадь следующие категории граждан:
— судьи;
— сотрудники правоохранительных органов;
— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и проживающие с ними члены их семей;
— лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Республики Южная Осетия;
— заслуженные деятели науки и культуры.
4. Законом могут быть определены иные категории граждан, обладающих правом получения жилого помещения из государственного жилого фонда Республики Южная Осетия по договору социального найма.
Статья 18. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма государственного
жилищного фонда Республики Южная Осетия
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных
условий
1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 и 3 настоящей статьи.
2. Вне очереди подлежат обеспечению жилыми помещениями:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки, а также по окончании военной службы или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
2) лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Республики Южная Осетия;
3) граждане, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;
4) граждане, проживающие в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными, если они занимают ее по договору социального найма.
3. Правом на первоочередное предоставление жилого помещения и (или) улучшение жилищных условий обладают следующие категории граждан:
1) кавалеры ордена Уацамонга, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и кавалеры ордена Знак Почёта, Герои России, полные кавалеры ордена Славы;
2) семьи погибших, пропавших без вести участников боевых действий по защите Республики Южная Осетия от грузинской агрессии за период с 1989 года;
3) семьи лиц, которым посмертно присвоен орден Уацамонга;

4) лица, ставшие инвалидами вследствие ранения или военной травмы, полученной при участии в боевых действиях по защите Республики Южная Осетия от грузинской агрессии за период с 1989 года;
5) лица, страдающие болезнями
— отсутствие нижних конечностей: или заболевания опорно-двигательной системы, требующие применения кресел-колясок;
— органические заболевания центральной нервной системы, требующие применения инвалидных кресел;
6) инвалиды I и II группы, инвалиды детства;
7) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
8) матери, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетные семьи (имеющих трех и более детей);
9) одинокие матери;
10) олимпийские чемпионы;
11) лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
12) граждане, находившиеся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории Республики Афганистан.
4. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения местного органа государственной власти Республики Южная Осетия о выделении жилья гражданам, указанным в настоящей статье. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
5. Решение о предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, принятое с соблюдением требований настоящей статьи, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
6. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующей административно-территориальной единицы).
7. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в пределах нормы предоставления общей площади не менее 21 квадратных метров на одного человека, установленной настоящим Законом.
8. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданину, определяется, исходя из минимального размера — нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, указанной в настоящей статьи, и состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
9. Жилое помещение, общей площадью превышающее норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), по договору социального найма может быть предоставлено:
— инвалидам, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Республики Южная Осетия;
— одиноко проживающему гражданину-заявителю при предоставлении однокомнатной квартиры.
10. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, учитывается площадь жилого помещения, находящаяся в его собственности.
11. Приобретение в собственность жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, допускается по основаниям, установленным Правительством Республики Южная Осетия.
Статья 19. Последствия предоставления
недостоверных документов
1. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также подтверждающих их документов. Представление заявителем недостоверных сведений является основанием для:
1) отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) снятия гражданина-заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда по договору социального найма на 5 лет;
3) отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
3. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных соответствующими органами гражданину-заявителю и членам его семьи документах (копиях документов), несут выдавшие документы (копии документов) организации, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 20. Договор социального найма
жилого помещения
1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, определенных настоящим Законом.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов его семьи, проживающих в данном жилом помещении.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и исполняют все обязанности по договору социального найма жилого помещения наравне с нанимателем.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения определяются в соответствии с едиными тарифами, утвержденными Правительством Республики Южная Осетия.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Гражданин, получивший жилье по договору социального найма, равно как и члены семьи нанимателя, не вправе приватизировать его в течение 10 лет, сдавать в поднаем и (или) обременять иными способами.
Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
3. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования.
4. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Республики Южная Осетия.
5. Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Статья 21. Права и обязанности наймодателя жилого
помещения по договору социального найма
1. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Статья 22. Права и обязанности нанимателя жилого
помещения по договору социального найма
1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:
1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
2) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;
3) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;
4) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
2. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и договором социального найма.
3. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Законом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
4. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и договором социального найма.
Статья 23. Расторжение и прекращение договора
социального найма жилого помещения
1. Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
2. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с письменного согласия проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое постоянное место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
4. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более двенадцати месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению;
5) непроживания в жилом помещении более девяти месяцев без уважительной причины.
5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Статья 24. Ответственность наймодателя жилого
помещения по договору социального найма
1. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Глава 5. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Статья 25. Виды жилых помещений
специализированного жилищного фонда
1. В соответствии с настоящим Законом к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного жилищного фонда. Использование таких помещений допускается только после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Республики Южная Осетия. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному его виду и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения местного органа государственной власти.
3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренных настоящей главой.
Статья 26. Назначение и предоставление
служебных жилых помещений
1. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, местным органом государственной власти, государственным унитарным предприятием, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Республики Южная Осетия, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти Республики Южная Осетия.
2. Служебные жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры.
3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности. Основанием прекращения договора найма является прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Республики Южная Осетия, а также увольнение со службы.
Статья 27. Назначение жилых помещений в общежитиях
1. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
2. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
3. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Статья 28. Назначение жилых помещений
маневренного фонда
Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3) иных граждан в случаях, предусмотренных законом.
Статья 29. Назначение жилых помещений в домах
системы социального обслуживания населения и
социальной защиты отдельных категорий граждан и
порядок их использования
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и социальной защиты отдельных категорий граждан предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и социальной защиты отдельных категорий граждан и пользования данными помещениями устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия.
Статья 30. Предоставление жилых помещений
специализированного жилищного фонда
Республики Южная Осетия
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, а также порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Южная Осетия устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. О приведении нормативных правовых
актов Республики Южная Осетия в соответствие
с настоящим Законом
Предложить Президенту Республики Южная Осетия и поручить Правительству Республики Южная Осетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 32. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики
Южная Осетия Л.Х. ТИБИЛОВ