Прозападный прагматизм: внешняя политика Грузии в условиях геополитической турбулентности

На этой неделе власти Грузии и противостоящие им оппозиционные силы в едином порыве отмечали «День советской оккупации». Если отбросить пропагандистскую шелуху и политическую мифологию, намешанную вокруг данной темы за несколько десятилетий независимости Грузии, то суть даты, объединившей на пару дней расколотое грузинское общество, достаточно проста – 104 года назад, 25 февраля 1921 года, Красная армия зачистила от остатков меньшевистских войск город Тифлис.
Органы власти т.н. «Грузинской демократической республики», прославившейся своими зверствами в отношении осетин, абхазов и других соседних народов, «героически» бежали во Францию и ряд других европейских государств. Склонность к этническим чисткам и военным авантюрам привела к тому, что ни у одного из кавказских народов участь тогдашнего грузинского государства не вызвала ни малейшего сожаления. Впрочем, в современной Грузии вокруг истории нескольких лет кровавой независимости создано огромное количество мифов, на которых воспитывается уже несколько поколений грузинской молодежи. Поэтому не удивительно, что обе стороны внутриполитического противостояния многие месяцы без устали обливающие друг друга помоями, в эти дни в своей публичной риторике использовали практически идентичные идеологические нарративы. В частности, как заявил генеральный секретарь партии «Грузинская мечта» и мэр Тбилиси Каха Каладзе на панихиде по юнкерам, погибшим в боях с Красной армией в 1921 году, грузинский народ никогда не смирится с «оккупацией».
«Мы чтим память этих молодых людей, пожертвовавших самым дорогим – своей жизнью, за независимость и свободу родины. Героизм грузинских юнкеров является очередным примером того, что грузинский народ никогда не смирится с оккупацией, никогда не уступит свою свободу. Вечная память юнкерам, погибшим в феврале 1921 года в бою против Красной армии Советской России», – отметил Каха Каладзе.

НЕДВУСМЫСЛЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Драматический спич бывшего грузинского футболиста – не единственный выпад в адрес России за последнее время представителями правящей команды. На прошлой неделе тему «оккупации» затронул депутат «Грузинской мечты» Леван Мачавариани, отреагировавший на недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что приглашение Грузии принять участие в работе формата «3+3» остается в силе.
Напомним, что указанная переговорная площадка была создана в 2021 году с участием Азербайджана, Армении, Ирана, России и Турции. Подразумевалось, что в мероприятиях в рамках формата «3+3» будет фигурировать и Грузия. Однако официальный Тбилиси продолжает категорически отказываться от приглашений. Такая же реакция последовала и на этот раз. «Россия участвует в формате «3+3», Россией оккупированы наши территории и, конечно, в этом режиме мы не собираемся садиться с Россией ни за какой стол. У нас нет ни дипломатических отношений, ни каких-либо иного типа. Сначала мы должны решить вопрос нашей территориальной целостности и после этого может начаться обсуждение, будет ли какого-либо типа формат», – объяснил позицию «Грузинской мечты» Леван Мачавариани.
Подобные высказывания представляет собой вполне четко и недвусмысленно сформулированную позицию правящих кругов Грузии. Их никак нельзя отнести к категории личного мнения отдельно взятых политиков, тем более если учесть, что фактически те же самые тезисы прозвучали в начале месяца в интервью премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе телеканалу «Euronews».
Как заявил тогда Кобахидзе, Грузия не намерена восстанавливать дипломатические отношения с Россией из-за «оккупации» и будет придерживаться «прагматичного подхода».
«У нас нет дипломатических отношений и нет возможности для их восстановления из-за оккупации двух наших исторических регионов, из-за признания так называемой независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Но мы придерживаемся прагматичного подхода, это ключевое содержание нашей политики в отношении России», – сказал премьер-министр Грузии.
Таким образом, педалирование темы «оккупации» и нежелание восстановить дипломатические отношения с Москвой продолжают оставаться краеугольными камнями грузинской внешней политики. Время предвыборных маневров закончилось, а прозападный национализм остался. Громкие декларации по данным вопросам от спикеров «Грузинской мечты» по сути являются важным сигналом как внутренней аудитории, так и западным партнерам, призванным недвусмысленно обозначить сохранение прозападного вектора политики Грузии.

ВРЕМЯ ТОПИТЬ ЗА ПРАВЫХ
В отношении США и ЕС тональность публичных высказываний грузинских официальных лиц заметно другая. Тот же Ираклий Кобахидзе, как и другие высокопоставленные представители команды Бидзины Иванишвили, за последнее время неоднократно подчёркивали готовность Грузии к перезагрузке отношений с новой администрацией Белого дома с последующим восстановлением стратегического партнерства между двумя странами. Практически каждую инициативу или новое заявление Дональда Трампа «Грузинская мечта» встречает бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овации. Таким образом создается благоприятный информационный фон для предстоящих переговоров, пусть даже с щедрым применением восточных придворных методик.
Ставка на правые силы в западных странах, судя по всему, стала важной частью стратегии политического выживания Бидзины Иванишвили и его команды, позволяющей укреплять позиции не только внутри Грузии, но и на международной арене. Делается это посредством нехитрого продвижения нарративов, связанных с защитой национального суверенитета и критикой либерального истеблишмента западных стран. Данная стратегия, несмотря на нескрываемый скепсис со стороны части западных экспертов, отражает реалии современной международной политики, где гибкость и умение адаптироваться часто оказываются более актуальными качествами, нежели упорная приверженность определенной идеологии.
Для сравнения, разношерстная грузинская оппозиция пока не смогла выработать эффективные подходы в своей информационной политике после громких заявлений Трампа и его окружения по вопросам урегулирования украинского кризиса. Новые приоритеты Белого дома в отношении Киева и европейских союзников США повергли грузинских оппозиционеров в состояние эмоционального шока, что выразилось в многочисленных критических комментариях в адрес нынешних властей США, зачастую переходящих в прямые оскорбления. Это явный тактический промах, который активно используют в своих интересах представители «Грузинской мечты», устроившие троллинг оппонентам.
К примеру, Нино Каландадзе, бывший глава МИД Грузии, предположила, что заявления Трампа вызваны банальной нехваткой информации, а один из активистов оппозиционной партии «Гахария за Грузию» Ираклий Цулая и вовсе обвинил нового хозяина Белого дома в том, что он «начал вести политику России» в США. Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили в ответ опубликовал пост следующего содержания: «Как вдруг разом все антигрузины стали антиамериканцами».
Серьезные противоречия, обозначившиеся в отношениях США и нынешнего руководства европейских стран, подвигли власти Грузии к еще большему ужесточению риторики в адрес своих оппонентов в ЕС. От попыток оправдаться «мечтатели» перешли к откровенно нелестным эпитетам и презрительным характеристикам. При этом, несмотря на острый конфликт, в который вовлечены известные политики большинства стран Евросоюза, планы Грузии по вступлению в ЕС к 2030 году не отменяются, что в частности подчеркнул премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в интервью каналу «Евроньюс». «Грузинская мечта» в данном случае имеет свои доводы для подобного оптимизма. Расчет ставится на то, что бурный напор со стороны администрации Трампа приведет к ослаблению позиций либерального истеблишмента как в ЕС в целом, так и в отдельно взятых странах еврозоны. Выступление вице-президента США Джей Венса на Мюнхенской конференции еще больше подстегнуло надежды «мечтателей», поскольку он открыто осудил действия евробюрократии по подавлению волеизъявления избирателей в ряде стран, приведя в качестве примера отмену результатов президентских выборов в Румынии по указке ЕС. По факту непризнание итогов последних парламентских и президентских выборов в Грузии со стороны Евросоюза – песня из той же оперы. Новая администрация Белого дома действительно не скрывает поддержки европейских «братьев по разуму», проявляя открытую заинтересованность в смене политических элит в странах еврозоны. Один из наиболее свежих примеров – Дональд Трамп поздравил консерваторов с победой на парламентских выборах в ФРГ, заявив, что немцы устали от политики, лишенной здравого смысла.
Как предполагают в «Мечте», к 2030 году в ЕС в значительной степени будут доминировать их партнеры и единомышленники из числа правых сил. В таком случае двери в это объединение для Грузии действительно могут вновь приоткрыться. Причем без прежних предварительных условий, направленных на смену власти в республике. Но это самый оптимистичный сценарий для «Грузинской мечты», без учета возможных корректив в политике нынешних властей США, а также фактора китайского влияния в Грузии.
В ближайшей перспективе самым сложным вызовом для «ГМ» может стать вопрос о тесных связях Грузии с Китаем, который реализует на грузинской территории многомиллиардные проекты, включая строительство глубоководного порта Анаклия. При сохранении курса администрации Трампа на ослабление влияния Китая в ключевых регионах мира Тбилиси может получить от Вашингтона свой «панамский» ультиматум, который вряд ли сможет проигнорировать.
К. ТЕДЕЕВ