Подарки Трампа, или Чего ожидать от внешней политики нового президента США

Вступление Дональда Трампа в должность президента США как для американского истеблишмента, так и для европейских политиков готовило ряд изменений, однако мало кто из них мог предположить, насколько революционным окажется их характер.
Несмотря на то, что инаугурация действующего президента США прошла буквально месяц назад, количество и масштаб принятых Трампом внешне- и внутриполитических решений ошеломляет.
Для Российской Федерации и ее ближайших союзников в первую очередь является важным то, что российско-американские отношения вышли из глубокой спячки, и, как следствие, на горизонте появилась реальная возможность мирного урегулирования украинского конфликта. Тем не менее, в ситуации, когда «американский Санта» щедро осыпает подарками, необходимо сохранять трезвый разум.
Критическая оценка действий Дональда Трампа требует понимания сущности его личности – тех взглядов и ценностей, которыми он оброс за долгие годы в бизнесе и политике. Прежде всего необходимо учитывать, что Трамп добился больших предпринимательских успехов сам, ориентируясь в большей степени на собственные решения, что сказалось на постоянной ротации в стане его администрации во время первого президентского срока. Этот факт с одной стороны демонстрирует авторитарность и одиозность его личности, а с другой противопоставляет его всем президентам последних ста лет. Жестко проводя свою линию, он нарушает междупартийный баланс, устоявшийся в Штатах. Другой феномен «трампизма», который необходимо учитывать при оценке действий, заключается в восприятии действующим президентом себя той фигурой, которая совершит революцию в устоявшейся системе общественно-государствен-ного устройства США. Об этом в том числе говорит его риторика: «Бог спас меня во время покушения, чтобы я сделал Америку снова великой».
Важной целью идеологии Трампа является сокращение государственного долга Соединенных Штатов, который достиг 36 трлн долларов. В данной связи минимизация оборонных расходов и снижение поддержки Европы становятся приоритетными шагами.
18 февраля 2025 года спустя долгое время в Эр-Рияде прошла первая встреча России и США на высшем уровне. Стороны достигли предварительных договоренностей по решению украинского вопроса в ключе российской повестки, а именно прекращение огня и проведение выборов президента на Украине, а затем подписание мирных соглашений с легитимной властью.
24 февраля 2025 года в ходе заседания ООН Совет безопасности и Генеральная ассамблея приняли две резолюции: первая, предложенная Вашингтоном, призывает к скорейшему окончанию конфликта на Украине, вина за который не возлагается на Москву, а вторая, подготовленная Киевом, требует вывода российских войск. Важно отметить, что США проголосовали против второй резолюции.
Такой резкий поворот в сторону завершения Специальной военной операции на российских условиях поверг в шок европейских лидеров и в каком-то смысле их парализовал.
Внутренний раскол в Европейском союзе минимизирует возможность принятия консолидированного решения «взвалить на свои плечи» Украину, поэтому выбор Дональда Трампа нормализовать отношения с Россией создал условия для заморозки конфликта к лету этого года. Однако не стоит строить иллюзий по поводу «пророссийской» позиции американского президента. Трамп действует прежде всего в интересах своей страны, поэтому ориентирование на поиск общих интересов представляет собой наиболее рациональный подход в будущем.

А. ДЖИОЕВ