10 декабря Южная Осетия наряду со многими странами отмечает День прав человека. В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Уполномоченный по правам человека при Президенте РЮО Инал Тасоев рассказал нашей газете о работе института уполномоченного по правам человека в Южной Осетии за 2024 год.
– Инал Валерьевич, насколько эффективно соблюдаются права человека в РЮО?
– 2024 год, как и предыдущий, был непростым для Южной Осетии. Этому способствовало много факторов. Это и специальная военная операция, где принимают активное участие многие наши ребята. Это и непростые экономические реалии, которые мы переживаем из-за жесточайших санкций в отношении нашего стратегического партнера – России, что, безусловно, не может не сказываться и на нас. Также нестабильная ситуация в соседнем государстве из-за прошедших выборов в парламент Грузии, и продолжающихся там уличных волнений.
Все эти факторы сказывались и на деятельности уполномоченного в 2024 году. Они проявлялись и в ходе приемов граждан, обращений и жалоб, во время международных контактов, переговоров в рамках Международных женевских дискуссий и Трёхстороннего механизма по поиску лиц, пропавших без вести.
– Сколько обращений к вам было? Удалось ли помочь этим гражданам?
– В этом году к уполномоченному обратились 67 граждан. Обращения были как в устной форме, так и в письменной. По каждой жалобе проводились соответствующие проверки. Часто заявителю достаточно было оказать юридическую консультацию, в ходе которой ему разъяснили, как он может защитить свои права. Часть обращений для соответствующего реагирования направлялась в судебные органы, в органы прокуратуры и государственной власти. В некоторых случаях удалось восстановить гражданские права.
– По каким вопросам чаще всего обращаются наши граждане?
– Больше всего жалоб, как и в прошлом году, касались социально-экономической направленности, в их числе: права на социальное обеспечение, на охрану здоровья, права на жилище, жалобы на нарушение трудовых прав человека. Были жалобы на действия правоохранительных органов, на судебные органы. В частности, несогласие с судебными решениями, заволокичивание дел, нарушение процессуальных норм. Были обращения, связанные с проведением специальной военной операции.
– Помимо уполномоченного по правам человека в Южной Осетии работает и уполномоченный по правам ребенка. Как Вы считаете, достаточно ли имеющегося правового инструментария по защите прав человека?
– Согласно нашему законодательству, защищать права и свободы граждан должны в первую очередь органы государственной власти, судебные органы, органы прокуратуры. Институты уполномоченного по правам человека и по правам ребенка являются дополнительной гарантией государственной защиты конституционных прав и свобод граждан. Деятельность этих институтов ни в коей мере не подменяет собой другие механизмы.
Я бы хотел обратить внимание на ограниченный характер компетенции уполномоченных — это часто мешает эффективной защите прав человека.
Что касается достаточности правового инструментария, то, если все чиновники в своих действиях и решениях будут отталкиваться от уважения прав человека, то каких-то дополнительных законов, мер или механизмов государству создавать не нужно. Все и так уже есть. Иначе какой смысл существования всех государственных органов?
– Генассамблея ООН ежегодно одобряет резолюцию Грузии «о внутренне перемещенных лицах и беженцах из Абхазии и Южной Осетии». В то время, когда Южная Осетия не имеет возможности поднимать аналогичный вопрос на этой площадке…
– Да, это так. С 2009 года Грузия ежегодно выносит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции по беженцам и перемещенным лицам из Абхазии и Южной Осетии. В этом тексте умалчивается о том, что появление этих беженцев и перемещенных лиц непосредственно связано с развязанными Грузией войнами против Южной Осетии и Абхазии. Также не говорится и о том, что в результате этнических чисток в Грузии беженцами стали свыше ста тысяч осетин, для решения проблем которых власти Грузии за все эти годы не сделали ровным счетом ничего.
Мы выступаем за последовательное, поэтапное решение этой проблемы в соответствии с международным правом и с учетом существующих в регионе реалий. В целях принятия сбалансированных решений, необходимо обсуждение этих вопросов в формате, где представлены как Грузия, так и Южная Осетия, и Абхазия. Единственным форматом на сегодняшний день является только площадка Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Однако, политизация Грузией проблемы беженцев и ВПЛ в Генеральной Ассамблее ООН подрывает предметную работу по этой проблеме в Женеве. Именно поэтому этот вопрос в Женеве не обсуждается.
– Премьер-министр Грузии И. Кобахидзе с трибуны 79-й сессии Генассамблеи ООН обратился к населению Абхазии и Южной Осетии с призывом «жить в едином грузинском государстве», «восстановить все разрушенные мосты в нашей стране», что возможно через «взаимное прощение». Как бы Вы это прокомментировали?
– Все это было сказано в период предвыборной борьбы, которая шла в Грузии. Серьёзно эти слова воспринимать не стоит. Наш народ перенес слишком много потрясений со стороны Грузии, начиная с геноцида 1920-х годов и заканчивая войной в августе 2008 года. И мы хорошо помним все эти события. Если кто и должен просить прощения, то это Грузия, за зверства, которая она учинила народу Южной Осетии. Даже сегодня, в рамках Международных женевских дискуссий, они наотрез отказываются подписывать договор о неприменении силы. Или по гуманитарным вопросам, например, по вопросу без вести пропавших, уже который год идет явный саботаж с их стороны. У нас свой путь развития, мы выбрали его и дальше будем ему следовать.
– Вы заговорили о переговорном процессе в рамках Женевских дискуссий по гуманитарным вопросам. Приходят ли стороны дискуссий к взаимопониманию хотя бы по гуманитарным вопросам?
– В рамках дискуссий второй рабочей группы в Женеве по гуманитарным вопросам, мы поднимем ряд проблем, которые являются важными для Южной Осетии. Это вопросы о без вести пропавших в ходе грузинской агрессии. Проблемы осетин – выходцев из Тырсыгома, Кобской котловины, которые не могут получить доступ к местам, где находится их собственность и которым грузинские власти запрещают перемещаться через государственную границу Грузии. Вопросы культурного наследия. К сожалению, из-за того, что происходит политизация этих вопросов со стороны Грузии, нет весомых успехов в решении многих гуманитарных проблем. Кроме того, решение задач гуманитарного характера неразрывно связано с безопасностью. При разрешении последнего, можно будет решить много вопросов, которые стоят на повестке.
– Расскажите о сотрудничестве с российскими коллегами.
– Мы плодотворно сотрудничаем с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой и с аппаратом уполномоченного по разным направлениям, начиная от защиты прав отдельно взятого человека, до обмена практическим опытом на разных конференциях. Налажен контакт с рядом уполномоченных в субъектах РФ, в том числе с уполномоченными Северной Осетии-Алании, Донецкой Народной Республики, Алтайского края и уполномоченными Республики Абхазия и Приднестровской Молдавской Республики.
Мадина БЯЗРОВА