Закон Республики Южная Осетия «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Республике Южная Осетия»

Постановление Парламента Республики Южная Осетия

О Законе Республики Южная Осетия «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Республике Южная Осетия»

Парламент Республики Южная Осетия постановляет:

1. Принять Закон Республики Южная Осетия «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Республике Южная Осетия».

2. Направить настоящий Закон Президенту Республики Южная Осетия для подписания и опубликования.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Парламента Республики Южная Осетия   С.КОЧИЕВ

Цхинвал, 18 декабря 2013 г.

 

Закон Республики Южная Осетия

Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Республике Южная Осетия

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является создание в Республике Южная Осетия правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Республике Южная Осетия.

2. Предметом регулирования настоящего Закона является совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета.

3. Действие настоящего Закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) официальный статистический учет – деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией государственных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

2) система государственной статистики – государственная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

3) официальная статистическая информация – сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Республике Южная Осетия, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией, в том числе система национальных счетов;

4) официальная статистическая методология – совокупность научно обоснованных приемов, способов, правил и методов, применяемых при проведении официального статистического учета;

5) субъекты официального статистического учета – уполномоченный орган исполнительной власти в области государственной статистики, органы государственной власти, иные государственные органы, Национальный Банк Республики Южная Осетия, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с Планом статистических работ уполномоченного органа в области официального статистического учета Республики Южная Осетия;

6) государственное статистическое наблюдение – сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации;

7) административные данные – используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, иными государственными органами, местными органами государственной власти, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Республики Южная Осетия;

8) первичные статистические данные – документированная информация по формам государственной статистической отчетности, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе государственного статистического наблюдения;

9) система национальных счетов – совокупность балансовых таблиц и методов их составления, обеспечивающая формирование официальной статистической информации о валовом внутреннем продукте и других макроэкономических показателях;

10) пользователи официальной статистической информацией – государственные органы, местные органы государственной власти, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией;

11) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

12) конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия респондента;

13) статистический регистр хозяйствующих субъектов (далее – Статистический регистр) – информационная статистическая система, обеспечивающая статистический учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Южная Осетия, подлежащих государственному статистическому наблюдению, содержащая для этих целей единую идентификацию объектов учета и совокупность признаков и характеристик, необходимых для организации государственных статистических наблюдений.

Статья 3. Правовое регулирование официального статистического учета

1. Правовое регулирование официального статистического учета основывается на Конституции Республики Южная Осетия, международных договорах Республики Южная Осетия и настоящим Законом, другими законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Республики Южная Осетия и Правительства Республики Южная Осетия, а также нормативно-правовые акты уполномоченных органов в области статистического учета (далее уполномоченный орган в области статистического учета).

2. Если международным договором Республики Южная Осетия установлены иные правоотношения, чем те, которые установлены настоящим Законом, применяются нормы международного договора.

Статья 4. Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

1) значимость, объективность и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен действующим законодательством Республики Южная Осетия);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование исключительно в целях формирования официальной статистической информации;

5) предотвращение неправильного использования или неверной интерпретации статистических данных;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов и классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Статья 5. Официальный статистический учет

1. Официальный статистический учет в Республике Южная Осетия осуществляется исключительно субъектами официального статистического учета, ответственными за формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с Планом статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия.

Субъекты официального статистического учета самостоятельны и независимы при осуществлении деятельности в области официального статистического учета при выборе источников, методов сбора и обработки данных.

2. Субъекты официального статистического учета от имени Республики Южная Осетия осуществляют правомочия обладателей формируемой ими официальной статистической информации.

3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики, осуществляющими деятельность по эксплуатации системы, в том числе по обработке данных, содержащихся в ее базах данных.

4. Официальный статистический учет осуществляется субъектами официального учета в соответствии с Планом статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия, который разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета совместно с другими субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Республики Южная Осетия.

Органы государственной власти с целью информационного обеспечения возложенных на них функций (административных, планово – диспетчерских, контрольно-надзорных, разрешительных, по лицензированию и других) могут проводить ведомственные статистические наблюдения, не подлежащие включению в План статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия, результаты которых предоставляются для целей официального статистического учета по запросу субъектов официального статистического учета.

5. План статистических работ содержит перечень субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Республике Южная Осетия в целом, по административно-территориальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам (по видам деятельности, формам собственности и другим) и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

6. Разработка Плана статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия осуществляется на основе рационального выбора источников формирования официальной статистической информации, обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

7. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Республики Южная Осетия органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия при разработке на межведомственной основе Плана статистических работ, его внесении в Правительство Республики Южная Осетия, составлении системы национальных счетов.

Перечень органов государственной власти – субъектов официального статистического учета, в отношении которых осуществляется координация деятельности в сфере официального статистического учета, устанавливается Планом статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам официального статистического учета, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется законами и нормативными правовыми актами Президента Республики Южная Осетия и Правительства Республики Южная Осетия.

8. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

9. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию ограниченного доступа и обеспечивают ее защиту в соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия об этих категориях информации.

10. Финансирование официального статистического учета осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Южная Осетия.

Дополнительные статистические работы, непредусмотренные Планом статистических работ и финансируемые за счет средств заказчиков, могут выполняться в целях обеспечения их информационных потребностей на договорной основе.

Статья 6. Государственное статистическое наблюдение

1. Государственное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным, то есть проводиться в отношении всех субъектов и объектов изучаемой совокупности (переписи) и выборочным, проводимым в отношении отдельных субъектов и объектов изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности.

Сплошной или выборочный способ проведения государственного статистического наблюдения определяется   субъектами официального статистического учета, если иное не установлено действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

2. Государственное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются:

созданные на территории Республики Южная Осетия юридические лица;

органы государственной власти и местными органами исполнительной власти;

филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Республики Южная Осетия иностранных организаций;

граждане Республики Южная Осетия и находящиеся на территории Республики Южная Осетия иностранные граждане и лица без гражданства;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Южная Осетия.

3. Сбор первичных статистических данных осуществляется в ходе проведения государственных статистических наблюдений, осуществляется по формам государственной статистической отчетности.

Форма государственной статистической отчетности является формуляром – образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных и позволяющим осуществлять в Республике Южная Осетия унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

Форма государственной статистической отчетности содержит титульную часть, вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи руководителя и должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации, или гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (либо лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Стандартные требования на формуляр-образец формы государственной статистической отчетности устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти в области официального статистического учета в целях обеспечения реализации единых правил для подготовки к утверждению форм государственной статистической отчетности, направленных на унификацию процессов сбора и обработки первичных статистических данных, систематизацию статистических информационных потоков, применение в формах единых классификаторов технико-экономической и социальной информации.

4. Формы государственной статистической отчетности вместе с указаниями по их заполнению утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия, в том числе для организации государственных статистических наблюдений другими субъектами официального статистического учета по их представлению, если иное не установлено законами.

Указания по заполнению форм государственной статистической отчетности респондентами являются их обязательной составной частью и утверждаются в составе форм.

Первичные статистические данные предоставляются респондентами по утвержденным формам государственной статистической отчетности в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках форм.

5. Сбор первичных статистических данных по формам государственной статистической отчетности осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных.

Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено законами.

6. Выполнение работ, связанных с проведением государственного статистического наблюдения, может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на договорной основе в соответствии с законодательством. Условия оплаты труда указанных лиц и выплаты им вознаграждения определяются уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия.

Статья 7. Официальная статистическая методология

1. Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.

2. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, составления национальных счетов, оценки точности официальной статистической информации, ее систематизации и статистического анализа.

3. Официальная статистическая методология формируется и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия в целях обеспечения единой методологии формирования официальной статистической информации.

Методология составления национальных счетов разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия.

4. Официальная статистическая методология является доступной и открытой для общества и должна быть в установленном субъектом официального статистического учета порядке опубликована или размещена в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

1. Респонденты, за исключением респондентов, указанных в части 2 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию ограниченного доступа.

2. Респонденты – граждане республики, находящиеся на территории Республики Южная Осетия, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится государственное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе, если иное не установлено законами.

3. Респонденты – граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Южная Осетия, в отношении которых проводится государственное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

4. Источником первичных статистических данных являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и другие учетные данные, ведущиеся в установленном порядке, а также данные внутреннего управленческого учета или специально организуемой для статистических целей регистрации событий.

5. Государственные органы и местные органы государственной власти, государственные организации – держатели административных данных обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета по их запросу административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию ограниченного доступа.

Административные данные предоставляются в виде документированной информации в соответствии с требованиями законодательства к ее документированию и содержанию.

Административные данные могут быть запрошены в виде сводной информации различного уровня агрегирования либо в виде пообъектных данных в разрезе юридических и физических лиц. Административные данные в разрезе юридических и физических лиц являются информацией ограниченного доступа, в отношении которой субъектами официального статистического учета обеспечивается конфиденциальность.

6. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям в установленном в указаниях по заполнению форм порядке.

7. Первичные статистические данные, документированные по формам государственной статистической отчетности, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в установленном порядке.

8. Бланки утвержденных форм государственной статистической отчетности с указаниями по их заполнению (формы государственной статистической отчетности в электронном виде) предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

9. Порядок предоставления первичных статистических данных и административных данных для целей официального статистического учета определяется Правительством Республики Южная Осетия, если иное не установлено законами.

10. Руководители и другие должностные лица, ответственные за предоставление информации в соответствии с положениями настоящего Закона, несут ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных данных, предусмотренную законодательством Республики Южная Осетия.

Статья 9. Предоставление официальной статистической информации

1. Официальная статистическая информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Республике Южная Осетия, формируемая в соответствии с Планом статистических работ уполномоченным органом исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации осуществляется субъектами официального статистического учета, ответственными за формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности.

2. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее распространения или предоставления.

3. Распространение официальной статистической информации осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети “Интернет”.

4. Предоставление официальной статистической информации Президенту Республики Южная Осетия и Правительству Республики Южная Осетия является обязательным и бесплатным. Иным органам государственной власти, местным органам государственной власти, судам, органам прокуратуры, Национальному Банку Республики Южная Осетия, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии.

5. Официальная статистическая информация предоставляется пользователям в сводном (агрегированном) виде в соответствии с Планом статистических работ уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия.

Предоставление официальной статистической информации, позволяющей осуществлять идентификацию респондента, не допускается.

6. Официальная статистическая информация ограниченного доступа предоставляется в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия для такой информации.

7. Субъекты официального статистического учета вправе давать комментарии к официальной статистической информации и случаям ее неправильной интерпретации или некорректного использования, а также рассчитывать характеристики точности статистических показателей, полученных при проведении выборочных статистических наблюдений.

8. Официальная статистическая информация может быть использована юридическими и физическими лицами для создания и распространения производной информации при обязательном наличии ссылки на источник официальной статистической информации.

Статья 10. Классификаторы и Статистический регистр

1. Единые классификаторы технико-экономической и социальной информации, соответствующие международным требованиям, являются обязательными для применения в официальном статистическом учете и системе государственной статистики в процессе сбора, обработки и предоставления официальной статистической информации, ведения статистических баз данных в целях унификации и систематизации статистической информации, обеспечения информационной совместимости республиканских информационных ресурсов и систем.

2. В целях формирования информационной базы о хозяйствующих субъектах для организации проведения государственных статистических наблюдений и идентификации хозяйствующих субъектов уполномоченного органа исполнительной власти в области официального статистического учета Республики Южная Осетия осуществляется ведение Статистического регистра хозяйствующих субъектов.

Статистический регистр хозяйствующих субъектов является базой данных об организациях, созданных на территории Республики Южная Осетия, их территориально обособленных подразделениях, индивидуальных предпринимателях, других типах статистических единиц, в отношении которых проводятся государственные статистические наблюдения.

3. Формирование информационной базы Статистического регистра хозяйствующих субъектов осуществляется на основе административных данных органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных налоговых, лицензирующих и других органов.

4. Для идентификации хозяйствующих субъектов в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов используются единые классификаторы технико-экономической и социальной информации.

5. Сведения Статистического регистра в части идентификации хозяйствующих субъектов кодами по классификаторам технико-экономической и социальной информации являются открытыми и общедоступными.

Статья 11. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах государственной статистической отчетности

1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах государственной статистической отчетности, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа.

Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению или предоставлению) и используются исключительно в целях формирования официальной статистической информации.

Не допускается получение органами государственной власти, местными органами государственной власти, государственными служащими, общественными объединениями, должностными лицами, другими физическими и юридическими лицами от субъектов официального статистического учета первичных статистических данных, являющихся информацией за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Предоставление первичных статистических данных ограниченного доступа, содержащихся в формах государственной статистической отчетности, по запросу третьих лиц возможно при наличии письменного разрешения респондента, их предоставивших, на использование данных не в статистических целях.

Обезличенные первичные статистические данные могут быть предоставлены для научных и исследовательских целей с обеспечением письменной гарантии научной организации об их неразглашении и использовании в соответствии с заявленными намерениями.

2. Обработка информации ограниченного доступа, указанной в части 1 настоящей статьи, осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

3. Обработка персональных данных для целей официального статистического учета осуществляется при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Обезличивание персональных данных осуществляется субъектами официального статистического учета.

4. В случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах государственной статистической отчетности первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение (распространение или предоставление) либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия.

5. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить получение от всех лиц, имеющих доступ к первичным статистическим данным, письменного обязательства об их неразглашении, а эти лица обязаны предоставить такое обязательство субъектам официального статистического учета.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Южная Осетия «О статистике» от 19 апреля 2000 года.

Президент Республики Южная Осетия Л. ТИБИЛОВ