13 января 2014 года в адрес Президента Республики Южная Осетия поступило ранее распространенное через средства массовой информации обращение Республиканской политической партии «Единая Осетия» об инициировании и проведении референдума о воссоединении Осетии.
В связи с этим пресс-секретарем Президента озвучена позиция Главы государства по данному вопросу:
В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Южная Осетия только народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия, осуществляя ее через референдум и свободные выборы. 19 января 1992 года народ Южной Осетии выразил свою волю, проголосовав за независимость и воссоединение с Россией.
Судьбоносный Указ Президента РФ от 26 августа 2008 года «О признании Республики Южная Осетия», где содержится указание на «волеизъявление югоосетинского народа», фактически является и признанием результатов референдумов 1992 и 2006 гг.
Это волеизъявление народа является ориентиром и в отношениях с Российской Федерацией и в проводимой Президентом Республики Южная Осетия политике. В чем заключается эта политика? Прежде всего, в курсе руководства Республики, направленном на укрепление государственности, развитие институтов гражданского общества, расширение сфер хозяйственной и финансовой деятельности, на развитие интеграционных процессов между Республикой Южная Осетия и Республикой Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации.
Подписанное 26 ноября 2013 года Соглашение между Правительством Республики Южная Осетия и Правительством Республики Северная Осетия – Алания о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве учитывает исторические традиции тесного сотрудничества, основанные на единстве народа двух республик.
На качественно новый уровень поднимаются отношения взаимодействия, строящиеся на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года. Налицо уверенное продвижение интеграционных процессов, развивающихся с учетом всего комплекса социально-экономических факторов, проблематики безопасности, права, реалий международной обстановки.
Следует отметить, что положения Конституционного закона РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации» не требуют для принятия в состав РФ нового субъекта проведение референдума. Непреложным условием является взаимное согласие Российской Федерации и иностранного государства. Совершенно естественно, что мы, считая себя ответственным партнером России, должны учитывать интересы и позицию Москвы.
Однако приходится констатировать, что руководством вышеуказанной партии без предварительного обсуждения с высшим политическим руководством государства через средства массовой информации выдвинута инициатива, относящаяся к сфере основ конституционного строя и статуса государства, а также напрямую или косвенно затрагивающая интересы стратегического партнера и его отношения с нашим государством. Такой шаг трудно расценивать иначе, чем как попытку пиар-акции, направленной на привлечение внимания избирателя.
Президент Республики Южная Осетия считает неприемлемым использование столь важного для Республики Южная Осетия вопроса для целей политического пиара и призывает все политические партии к взвешенному подходу в рамках действующего законодательства Республики Южная Осетия.
Объективно и реалистично оценивая ситуацию, проводя последовательную работу, наша страна обязательно добьется желаемого результата.