Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Постановление Правительства Республики Южная Осетия

Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе

В целях совершенствования работы по сохранению, выявлению, использованию объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Южная Осетия Правительство Республики Южная Осетия постановляет:

1.Утвердить Положение о государственной историко-культурной экспертизе (прилагается).

Председатель Правительства Республики Южная Осетия Д. КУЛУМБЕГОВ

Цхинвал, 27 июня 2014 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее – экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, а также порядок назначения повторной экспертизы.

2. Экспертиза осуществляется в целях совершенствования работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны, расположенных на территории Республики Южная Осетия объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

3. В своей работе эксперты руководствуются действующим в Республике Южная Осетия законами и иными нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.

4. Эксперты осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее – орган охраны объектов культурного наследия).

5. Орган охраны объектов культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством Республики Южная Осетия решений:

а) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Южная Осетия (далее – реестр) объекта культурного наследия республиканского значения;

б) об отнесении объекта культурного наследия республиканского значения к особо ценным объектам культурного наследия народа Республики Южная Осетия;

в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам республиканского значения;

г) об изменении категории объекта культурного наследия республиканского значения;

д) об исключении объекта культурного наследия из реестра;

е) о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств государственного бюджета.

6. Орган охраны объектов культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия органом охраны объектов культурного наследия решений:

а) об утверждении границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народа Республики Южная Осетия и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах указанных зон;

б) о возможности проведения работ по сохранению отдельных объектов культурного наследия республиканского значения.

7. Орган охраны объектов культурного наследия организуют проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия местными органами государственной власти в установленном порядке решений:

а) о включении объекта культурного наследия местного значения в реестр и об определении категории его историко-культурного значения;

б) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного значения;

в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам местного значения;

г) об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народа Республики Южная Осетия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон;

д) о возможности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия республиканского значения, перечень которых утверждается Правительством Республики Южная Осетия).

8. Порядок организации проведения экспертизы определяется соответственно органом охраны объектов культурного наследия.

9. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, местного органа государственной власти, юридического или физического лица (далее – заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме.

10. При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.

11. В качестве экспертов привлекаются:

1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

а) высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);

б) знание международных актов и действующего в Республике Южная Осетия законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Южная Осетия;

в) умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.

2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом “а” настоящего пункта.

12. К проведению экспертизы не привлекаются лица:

а) имеющие родственные связи с заказчиком;

б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;

в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;

г) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.

13. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 28 Закона Республики Южная Осетия «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия», в том числе, если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.

Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.

14. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов.

Для обоснования принятия решений, предусмотренных подпунктами “б” – “е” пункта 5, пунктом 6, подпунктами “б” – “д” пункта 7 настоящего Положения, экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.

15. Перед началом проведения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия проводит организационное заседание, на котором:

а) утверждает состав членов экспертной комиссии;

б) назначает председателя экспертной комиссии и секретаря;

в) определяет порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждает ее регламент;

г) определяет иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.

Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми присутствующими.

16. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.

При необходимости обязанности председателя и секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.

17. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.

В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.

18. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:

а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;

б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;

в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;

г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении, исходя из срока проведения экспертизы;

д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;

е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;

ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;

з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;

и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.

19. Для проведения экспертизы заказчик по запросу эксперта (экспертной комиссии) предоставляет:

а) материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

б) фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;

в) проекты зон охраны объекта культурного наследия;

г) копию паспорта объекта культурного наследия;

д) копию охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);

е) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;

ж) иные запрашиваемые экспертом (экспертной комиссией) документы (сведения).

20. В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно.

Заказчик или эксперт имеет право запросить документы (сведения), указанные в пункте 20 настоящего Положения, у органов охраны объектов культурного наследия.

21. В целях получения документов (сведений), указанных в пункте 20 настоящего Положения, органы охраны объектов культурного наследия обращаются в органы, уполномоченные на предоставление таких документов (сведений).

22. При проведении экспертизы эксперт обязан:

а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 28 Закона Республики Южная Осетия «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия»;

б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;

д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

23. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко -градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.

Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы.

24. Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;

б) место проведения экспертизы;

в) заказчик экспертизы;

г) сведения об эксперте (экспертах);

д) фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации органом охраны объектов культурного наследия – для физического лица;

е) полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации органом охраны объектов культурного наследия экспертов, проводивших экспертизу, – для юридического лица;

ж) информация о том, что в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;

з) цели и объекты экспертизы;

и) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);

к) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов;

л) объема и характера выполненных работ и их результатов;

м) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

н) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы;

о) обоснования вывода экспертизы;

п) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 26 настоящего Положения;

р) перечень приложений к заключению экспертизы;

с) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

25. В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы:

1. об обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение):

а) включения объекта культурного наследия в реестр (в положительном заключении экспертизы указывается рекомендуемая категория историко-культурного значения объекта культурного наследия, а также излагаются особенности, определяемые как его предмет охраны);

б) отнесения объекта культурного наследия республиканского значения к особо ценным объектам культурного наследия народа Республики Южная Осетия;

в) отнесения достопримечательного места к историко-культурным заповедникам;

г) изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

д) исключения объекта культурного наследия из реестра;

е) включение объекта культурного наследия в Список всемирного наследия;

ж) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

2. о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение):

а) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

б) воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

26. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется и заверяется подписью секретаря экспертной комиссии или подписью эксперта, индивидуально проводившего экспертизу. Подчистки, дописки и незаверенные исправления в заключении экспертизы не допускаются.

27. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы с указанием своей фамилии и инициалов.

В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается всеми работниками, проводившими исследования, утверждается руководителем этого юридического лица и заверяется печатью организации.

28. Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, секретарем и остальными членами экспертной комиссии с указанием своей фамилии и инициалов и не изменяется без их согласия.

29. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой “особое мнение”. Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.

Документ, в котором изложено особое мнение, в обязательном порядке прилагается к заключению экспертизы и является его неотъемлемой частью.

30. Подписи экспертов должны быть подлинными и четкими, использование факсимильных подписей не допускается.

31. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией в 4 экземплярах, имеющих равную силу. К каждому экземпляру экспертного заключения прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении экспертизы;

б) копии договоров;

в) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);

г) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;

д) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);

е) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты оформления заключения экспертизы вручает (направляет) заказчику 3 его экземпляра со всеми прилагаемыми документами и материалами.

Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении 1 экземпляр заключения экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами.

32. Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами.

33. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных пунктом 33 настоящего Положения, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы.

В процессе рассмотрения орган охраны объектов культурного наследия может проводить консультации с заказчиком и экспертами для получения необходимых разъяснений по представленному заключению экспертизы, прилагаемым к нему документам и материалам, а также в целях приведения их в соответствие с установленными требованиями.

34. В случае несогласия с заключением экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика экспертизы письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия, в частности, относятся:

а) несоответствие заключения экспертизы действующему в Республике Южная Осетия законодательству;

б) несоответствие заключения экспертизы принципам ее проведения, установленным статьей 28 Закона Республики Южная Осетия «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия»;

в) наличие в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений, оказывающих влияние на вывод экспертизы;

г) выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения;

д) нарушение установленного порядка проведения экспертизы;

е) несоответствие заключения экспертизы требованиям, предусмотренным пунктами 25- 31 настоящего Положения;

ж) отсутствие прилагаемых к заключению экспертизы документов и материалов;

з) истечение 2-летнего срока с даты оформления заключения экспертизы.

35. Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы (далее – уведомление) направляется (вручается) заказчику вместе с 1-м экземпляром заключения экспертизы и прилагаемыми к нему документами и материалами.

В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранятся в порядке, установленном правилами организации документооборота, 2-й экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы, а также копия уведомления.

36. Орган охраны объектов культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу в случае:

а) несогласия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным подпунктами “а” – “д” и «з» пункта 35 настоящего Положения;

б) непредставления в срок, указанный в уведомлении, доработанного экспертного заключения и прилагаемых документов и материалов;

в) поступления в период рассмотрения заключения обоснованного заявления заинтересованного лица, чьи права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате принятия решения на основании заключения экспертизы, о назначении повторной экспертизы.

37. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы.

Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой “особое мнение”), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.

38. Размер оплаты экспертизы устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:

а) оплата труда эксперта;

б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы;

в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

39. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.

40. В случае если заказчиком экспертизы является орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому органу исполнительной власти в государственном бюджете Республики Южная Осетия на соответствующий год на обеспечение его деятельности.