Политическая ситуация в Грузии остается сложной на фоне попыток правящей партии сохранить электорат и удовлетворять его интересы с одной стороны, и противостояния радикальной оппозиции и давления Запада – с другой. С первой задачей «Грузинская мечта» справляется довольно успешно, что показали недавние выборы в органы местного самоуправления, а вот вторая требует большей концентрации усилий.
Импульсом активизации оппозиции явилась попытка свержения власти 4 октября 2025 года, когда недовольная победой «Грузинской мечты» толпа двинулась на штурм администрации президента, в результате которого пострадало несколько правоохранителей, принимавших участие в защите здания. Последовавшая реакция властей вылилась в аресты организаторов митингов, возбуждение уголовных дел против политических организаций и отдельных личностей. 29 октября 88 депутатов подписалось под иском в конституционный суд о запрете партий: «Единство – Енд», «Коалиция за перемены» и «Сильная Грузия – Лело».
Реакцию правительства прозрачно объяснил председатель парламента страны Шалва Папуашвили, заявив, что оппозиция сталкивается с результатами своей радикализации. В ответ на действия властей сторонники оппозиции продолжают митинги, голодовки (прим. группа активистов во главе с бывшим депутатом Гедеваном Попахидзе объявила голодовку 29 октября) и другие протестные акции (прим. несколько десятков оппозиционеров в ходе митинга 22 октября пытались перекрыть движение по проспекту Руставели в Тбилиси).
Параллельно со всем происходящим Европа в попытках вернуть республику в свое лоно выступает с критикой «Грузинской мечты», обвиняя ее в однопартийной диктатуре, нарушении принципов демократии, политических арестах и т.д. Таким образом она защищает свои активы. В конце октября в социальных сетях и СМИ опубликовали официальное письмо ЕС, в котором организация благодарит Звиада Цецхеладзе – одного из организаторов прошлогодних митингов. В свою очередь МИД Германии в очередной раз потребовал освободить журналистку Мзию Амаглобели, которая отбывает наказание за пощечину полицейскому.
Выпады на официальный Тбилиси осуществляют и другие акторы. Например, Парламентская ассамблея Совета Европы, членом которой является Грузия, планирует провести до конца года ревизию на предмет установления нарушений выполнения обязанностей участника ПАСЕ грузинским правительством. В то же время Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью на днях опубликовала свой анализ выполнения Арменией, Азербай-джаном и Грузией рекомендаций, данных организацией в 2023 году, где отметила, что в отличие от первых двух стран Тбилиси их не выполнил.
Поэтому, когда грузинские власти и СМИ говорят о внешнем вмешательстве, очевидно, что это не выдумки на пустом месте. Безусловно, имеют место жёсткие действия со стороны правящего режима, однако в ситуации, когда в стране разогреваются деструктивные настроения, поддерживаемые извне, и параллельно с этим оказывается политическое давление – обстановка будет только накаляться, и в таком случае соблюдение прав и свобод человека станет невозможным.
Аслан ДЖИОЕВ























