Главной темой формата Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) остается вопрос безопасности, который включает в себя много аспектов, заявил глава югоосетинской делегации на МПРИ Егор Кочиев.
В селе Эргнет прошла очередная встреча МПРИ. Стороны обсуждали широкий круг вопросов приграничной зоны. По словам Кочиева, с момента последней встречи обстановка оставалась достаточно стабильной, спокойной и прогнозируемой.
«Было зафиксировано несколько нарушений, одно из которых – нарушение государственной границы Южной Осетии представителями полиции Грузии. Мы особо указали грузинской стороне на то, что полицейские, которые призваны защищать порядок и не допускать подобных действий, сами нарушают государственную границу. Думаю, грузинская сторона приняла во внимание наш посыл и будет разбираться с этим инцидентом», – подчеркнул глава югоосетинской делегации.
Югоосетинская сторона еще раз напомнила участникам встречи, что для решения задач и проблем, возникающих на государственной границе, существует формат МПРИ, в рамках которого они должны решаться. Мы пытаемся предотвратить или же реагируем на инциденты.
«Если инцидент произошел на территории Грузии, то мы обращаемся к грузинской стороне, и они разбираются в проблеме. Если же на территории Южной Осетии, то у нас есть соответствующие службы и органы, у которых достаточно сил и средств для решения любых задач», – пояснил он.
Делимитация границы
На встрече также обсуждался вопрос нарушения государственной границы РЮО миссией наблюдателей Европейского Союза. Этот вопрос, как заметил Кочиев, поднимался и на встрече сопредседателей Женевских дискуссий в Цхинвале 11 февраля этого года. Югоосетинская сторона подчеркнула, что патруль миссии не должен переходить через линию границы.
«В качестве решения данного вопроса и предотвращения инцидентов, связанных с нарушением госграницы, югоосетинская сторона предлагает начать полномасштабную работу по делимитации и последующей демаркации границы.
Если грузинская сторона, которая блокирует эту работу, поймёт, что Республика Южная Осетия – признанное независимое государство, и с этим надо смириться, то мы сможем обозначить границу, сначала договорившись о линии прохождения, а затем обозначив её на местности. Это позволит избежать инцидентов и установить границу, согласованную со всеми заинтересованными сторонами», – считает Егор Кочиев.
Еще один важный вопрос, который обсуждали участники МПРИ – полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Глава югоосетинской делегации назвал этот вопрос «больным», так как невозможно точно определить принадлежность беспилотника.
«Хотя косвенно мы можем доказать факт полета беспилотных летательных аппаратов со стороны Грузии, поскольку в грузинском сегменте соцсетей постоянно видны съемки с этих аппаратов. Но даже с этим грузинская сторона подчас не соглашается, а иногда даже пытается переложить ответственность за полеты этих аппаратов на югоосетинскую сторону. Естественно, это им не удается, у нас много аргументов, которые используем в качестве доказательств о принадлежности БПЛА грузинской стране», – разъяснил он.
Ответ деструктивным
действиям
Вопрос снятия незаконного грузинского поста с территории Южной Осетии вновь стоял на повестке участников МПРИ. Этот вопрос югоосетинская сторона поднимала в контексте запроса их контрпартнеров о свободе передвижения.
«Они всячески пытаются добиться от нас, чтобы пункты пересечения были открыты ежедневно и круглосуточно. Мы напомнили им, что места временного пересечения госграницы находятся в населенных пунктах Раздахæн и Карзман, которые были закрыты в 2019 году в ответ на деструктивные действия грузинского руководства, которое выставило на территории Южной Осетии незаконный полицейский пост. Решение данной проблемы как раз и связано со снятием и выводом незаконного полицейского поста Грузии с территории РЮО», – отметил Егор Кочиев.
Этот вопрос всегда находится на повестке МПРИ и югоосетинская сторона ищет пути решения данной проблемы. Грузия должна принять волевое решение и убрать пост с территории Южной Осетии.
А. СИУКАЕВА