Антироссийские санкции: как они обернулись против самого Запада

Последнее время санкции западных стран расширялись в прямой зависимости от роста экономического суверенитета России. Своей кульминации они достигли с началом СВО. Теперь на Западе уже и не знают, в чем бы еще ограничить Российскую Федерацию. На первый взгляд меры, направленные против России, должны были дать мощный толчок экономическому давлению. Однако в реальности они привели к обострению кризисных явлений внутри самих западных стран. Антироссийские санкции навредили самому Западу, обернувшись экономическим бумерангом, который ударил по его собственным интересам.

ЗАКАТ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛИДЕРСТВА

Превалирование политических решений над экономической целесообразностью уже привело к замедлению темпов экономического роста не только в странах коллективного Запада, но и всего мира. По данным Международного валютного фонда (МВФ) рост мирового ВВП в 2025 г. не превысит показателя прошлого года – 3,2 %. А в самих странах-организаторах антироссийских санкций этот показатель на текущий год еще меньше – 1,8%.
Согласно данным Еврокомиссии, ключевые отрасли экономики Германии, Италии, Нидерландов и Франции, продолжают находиться в состоянии застоя. В Великобритании, Японии и Канаде ситуация балансирует на грани рецессии.
В Еврокомиссии вынуждены признать, что именно разрыв энергетического сотрудничества с Россией препятствует сохранению лидерства крупнейших производителей ЕС. В результате промышленный сектор, особенно энергоемкие отрасли, оказался в сложной ситуации, а перенос мощностей из еврозоны приобрел необратимый характер.
Больше всего санкционная политика в отношении России отразилась на Германии, недавнем экономическом лидере Западной Европы. По итогам 2024 года промышленное производство в этой стране сократилось на 12,5%, в том числе в обрабатывающих отраслях. Особенно пострадала от энергетического кризиса химическая промышленность: объем производства за последние два года снизился на 23%. Из-за высоких цен на газ, поставляемый из США, снижается конкурентоспособность немецкого автопрома и сталелитейной отрасли.
В 2022 году именно Германия стала во главе санкционной политики в отношении России. Олицетворением этого пагубного для своей страны «лидерства» является глава МИД Анналена Бербок. Именно ей принадлежит призыв «Разрушить Россию» (Russland Ruineren), с которым она выступала от имени Евросоюза. И вот прошли годы, а Россия никак не разрушается. Более того, наращивает экономический и военный потенциал. Теперь же фрау Бербок в оправдание своей злобной наивности придумала новую экономическую теорию. «Логика демократии неприменима к автократическим режимам!» – подобной привязке демократии к глобальным экономическим законам удивился бы даже ее соотечественник Карл Маркс.
А председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не стала лукавить и прямо указала на корень всех бед Европы: «Свобода от российских энергоресурсов обошлась Западу слишком дорого, и теперь конкурентоспособность ЕС целиком и полностью зависит от возвращения низких цен на нефть и газ». Вот вам и итог запретной истерии Запада – за последствия сомнительной политики расплачивается национальная экономика.
Относительно результатов антироссийской политики с иронией высказался посол РФ в Германии С. Нечаев: «Против нас уже столько санкций ввели, что уже счет теряется. Нас ведь санкциями не испугать, у нас на них уже иммунитет».

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В ситуации с антироссийскими санкциями особую роль играют США. Действия Вашингтона, если взять голливудские аналогии, напоминают пьяного ковбоя, который в пылу спора в салуне выстрелил себе в ногу.
Введение ограничений со стороны западных стран и использование резервных валют в качестве инструмента давления на Россию подорвали доверие участников международных отношений к глобальной финансовой системе, в основе которой лежит доминирование доллара США. Это привело к увеличению доли альтернативных валют в международных расчетах и накоплениях. На зеркальный результат антироссийских санкций указал недавно президент РФ В.В. Путин.
«Как итог – подтачивание могущества самого доллара, потому что запрет России использовать доллар – а мы не отказывались от доллара, это прежняя администрация США не дала нам возможность использовать доллар в качестве расчетной единицы, – на мой взгляд, это решение наносит очень серьезный урон самим Соединенным Штатам», – отметил В.Путин.
С одной стороны, североамериканская экономика выиграла от ограничения поставок российских энергоресурсов в Европу. Теперь эту нишу заняли поставщики из США и делают они это за большую цену. С другой – рост цен на углеводороды из-за дисбаланса на мировом рынке экспорта во многом способствует сохранению высокой инфляции в США на уровне, которого не было уже несколько десятилетий.
Если в США все еще доминирует оптимизм, которым граждане заразились от новоизбранного президента Д.Трампа, то в Западной Европе приходится делать вид, что ничего страшного не происходит. Причем дело порой доходит до абсурда.
Так, министр сельского хозяйства Германии Д. Оздемир предложил немцам отказаться от мяса «назло Путину». Сам Оздемир при этом является вегетарианцем. Его коллега по федеральной земле Баден-Вюртемберг (Германия) П.Хаук в преддверии зимы воодушевлял своих соотечественников: «Пятнадцать градусов в своих квартирах можно пережить в свитере». И выставил фотографии в соцсетях, где ужинает со своими гостями в вязанных свитерах.
Еврокомиссар М. Вестагер на полном серьезе посоветовала европейцам: «Следить за тем, как вы принимаете душ, и каждый раз, когда выключаете воду, говорить: «Получи, Путин!». Для всех этих рассуждений к месту русская поговорка: «Назло врагу козу продам, чтоб дети молоко не пили».
Но есть на Западе политики, которые уже сделали реальный прогноз будущего своих стран и сограждан. «Мы оставили наивысшую точку нашего благосостояния позади. Ситуация становится все сложнее. Для обычных семей жизнь станет дороже. Мы больше не сможем позволить себе все, к чему привыкли», – с обреченностью констатировал лидер немецкой партии ХДС Ф. Мерц.
А что же Россия? Да, проблемы есть, и они существенны, но авторам санкционной политики не удалось добиться своих целей – российская экономика не рухнула. Заводы работают, строятся дороги, мосты, новые производства, расширяется импорт.
На устойчивость российской экономики указал и глава Правительства РФ М.В.Мишустин. «Активно выстраиваем экономику предложения. Фундамент создан. Наша экономика продемонстрировала уверенную динамику – в отличие от государств, которые были инициаторами антироссийских санкций», – сообщил М.В.Мишустин на сессии о реализации макроэкономической политики для устойчивого роста 4 февраля 2025 г.
Россия, активизировав торговлю с Азией и Африкой, нашла новые рынки для своей продукции, укрепив экономические связи и диверсифицировав импорт и экспорт. Таким образом политика санкций, задуманная как инструмент давления, лишь усилила позицию России и изменила баланс сил на мировой арене.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В западном санкционном списке оказалась даже Республика Южная Осетия. В сентябре 2024 г. министерство финансов США включило в ограничительный список «Международный расчетный банк» РЮО. Эта кредитная организация была учреждена в Республике в 2015 г. Ранее после начала СВО в отношении югоосетинского банка вводились санкции со стороны Евросоюза и Великобритании.
Как и с Россией, для РЮО подобные ограничительные меры не имеют критического значения. У Южной Осетии к сторонним санкциям иммунитет выработался давно. В 90-х годах власти Грузии отключали Республику от света, газоснабжения, блокировалось поступление в Цхинвал даже простой питьевой воды. Но выстояли!

Роберт КУЛУМБЕГОВ